Музей небесный и земной. В фойе Эрмитажного театра открылась выставка одного экспоната
В центре за стеклом витрины книга «Эрмитаж земной и небесный» (0+), выпущенная издательством «Редкая книга». Ее литературную основу составила авторская колонка М. Б. Пиотровского «Взгляд из Эрмитажа», ежемесячно выходящая в свет на страницах старейшей российской газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Книга напечатана вручную на станке XIX века Dingler-Presse на бумаге ручного литья, одета в переплет из шелковистого темно-синего атласа. Двадцать авторских работ фотохудожника Юрия Молодковца выполнены в технике гелиогравюры, изобретенной еще в 1822 году. Тираж издания 80 нумерованных экземпляров. Самый первый был подготовлен к юбилею Михаила Борисовича Пиотровского.
С книгой связана еще одна круглая дата. В этом году исполняется двадцать лет с тех пор, как директор Эрмитажа стал постоянным обозревателем «Санкт-Петербургских ведомостей». Каждый месяц в своей авторской колонке «Взгляд из Эрмитажа» он рассуждает о важных событиях, происходящих в музейной жизни, в нашем городе, в стране и мире.

На открытии выставки Михаил Пиотровский, говоря о своем сотрудничестве с газетой, отметил: «Санкт-Петербургские ведомости» — интеллигентное издание, которое последовательно ведет разговор о культуре».
Книга, представленная на выставке, — четвертое по счету издание, основу для которого дал «Взгляд из Эрмитажа». Раз в пять лет в свет уже выходили издания, объединявшие под своей обложкой самые интересные с точки зрения издателей публикации в газете.
Но «Эрмитаж земной и небесный» — особая история. Это в своем роде художественный объект, здесь требовалась другая подача текста. Возникла идея представить «портрет» музея последних лет, написанный его директором. Поэтому на страницах книги представлены не публикации авторской колонки «Взгляд из Эрмитажа» целиком, а отрывки из них — размышления об истории Эрмитажа и его сегодняшнем дне, о взаимоотношениях музея с современным искусством и с публикой, о влиянии на жизнь Петербурга, страны и мира…
Составителем и редактором новой книги выступила Людмила Леусская — обозреватель отдела культуры «Санкт-Петербургских ведомостей», призер премии «Музейный олимп» (2010), лауреат конкурса Союза музеев России для журналистов «Автограф» (2017).
Предполагается, что книга «Эрмитаж земной и небесный» выйдет и в более привычном для читателей оформлении, но с тем же текстом и иллюстрациями. Пока их можно видеть на выставке.
Черно-белые работы Юрия Молодковца, представляющие торжественный, безлюдный Эрмитаж и его постоянных обитателей, вступают в диалог с эмоциональными, свободными в изложении текстами Михаила Пиотровского.
Диалог, где все говорит об уникальности Эрмитажа, начинается с вида из его окон:
«Эрмитаж замечателен своими окнами. Их много. Их наличие — признак музея XIX века, черты которого мы стремимся сберечь. Окна — это дневной свет, сохраняющий для людей и экспонатов ощущение утра, дня и ночи. Окна — путеводитель для посетителей, ошеломленных порой обилием и разнообразием музейных залов. Однако эрмитажные окна замечательны прежде всего видом из них. Уникальность видов из окон Эрмитажа является одной из его отличительных черт. Раскинувшееся зеркало Невы с Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова с одной стороны. Продуваемое ветрами пространство Дворцовой площади с Александровской колонной и Аркой Главного штаба с другой. Адмиралтейство, Военное министерство, Министерство иностранных дел, финансов… Глядя на все это из имперского музея и имперского дворца, окруженный памятниками мирового искусства и русской истории, думаешь о многом».
Читайте также:
В Эрмитаже открылась выставка «Из наследия Бахрейна. Искусство изготовления мечей и кинжалов»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Музей небесный и земной».
Комментарии