Борьба со временем за жизнь искусства. Эрмитаж провёл пресс-конференцию, приуроченную к Дню реставратора

Эрмитаж представил на пресс-конференции реставрационные проекты.

Борьба со временем за жизнь искусства. Эрмитаж провёл пресс-конференцию, приуроченную к Дню реставратора | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Директор музея Михаил Пиотровский начал разговор с того, что проблема реставрации одна из самых острых для отечественной культуры. Она входит в Национальную прог­рамму развития музеев, которая сейчас создается Союзом музеев России. Для спасения музейных коллекций требуется система реставрационных центров, охватывающих страну.

Эрмитаж — колыбель отечественной реставрации. Екатерина II заходила в мастерские, где приглашенные художники и мастера (профессии реставратора еще не существовало) прикладывали усилия, чтобы продлить жизнь живописных произведений.

Главный хранитель коллекции Эрмитажа Светлана Адаксина напомнила, что в собрании музея более трех миллионов экспонатов, которые нуждаются в постоянной заботе и внимании. В музее сформировалась уникальная реставрационная школа. Отдел научной реставрации и консервации объединяет четырнадцать лабораторий. В них трудятся более 170 специалистов, способных замедлить, если не остановить, разрушительное воздействие времени на произведения искусства.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — единственный в мире. Там открытые музейные хранения совмещены с реставрационными мастерскими, где используется инновационное оборудование и методы хранения и реставрации коллекций музея.

В качестве примера заведующая лабораторией научной реставрации тканей Марина Денисова рассказала о работе над серией шпалер XVI века, созданных во Фландрии для французского двора и хранящихся в Эрмитаже около ста лет. Из-за большого размера — площадь каждой шпалеры около 24 квадратных метров — условий для их реставрации не было. Сегодня для крупногабаритных предметов текстильных коллекций в РХЦ «Старая Деревня» созданы современные условия, включая оборудование для водной очистки. Как работает «ванна» для тканей, можно было наблюдать на экране.

Заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Виктор Коробов говорил о реставрации трех картин с изображением святого Себастьяна — работы Бернардино Луини, Никколо Реньери и Тициана. По его словам, особенно интересно проследить, как три художника, представляющие разные художественные школы, трактуют один и тот же сюжет с интервалом в несколько десятилетий. Три разных подхода, три разных взгляда на одну историю — каждый из них по‑своему раскрывает глубину и многогранность образа святого Себастьяна. Завершение реставрации этих полотен станет важным событием. После показа на выставках картины вернутся в постоянную экспозицию, где зрители смогут по‑новому взглянуть на знакомые произведения, долгое время скрытые под слоями поздних разновременных наслоений.

Одна из ярких страниц истории Эрмитажа связана с раскопками древнего Пенджикента. Елена Степанова, заведующая лабораторией научной реставрации монументальной живописи, рассказала о реставрации настенных росписей. Археологическое изучение памятника началось в 1946 году и продолжается до сих пор. В Пенджикенте были обнаружены настенные росписи, изобилие и разнообразие сюжетов которых позволяют сравнивать их со знаменитыми фресками Помпей. Извлечь и спасти чудом уцелевшую уникальную настенную живопись, находившуюся под землей более 1200 лет, удалось благодаря эрмитажным реставраторам и специально разработанному методу.

На пресс-конференции шла речь и о планах, касающихся сохранения архитектурного комплекса зданий музея. Эрмитаж готовится к их глобальной реставрации. Последний раз масштабные работы проводились с 2010-го по 2014 год. Тогда удалось отремонтировать кровлю и чердаки.

Так же, как в свое время Лувр сделал Большой Лувр, нам нужно снова реставрировать весь комплекс зданий, — сказал Михаил Пиотровский. — Прошло много времени с тех времен, когда все это было сделано. Главные жемчужины — это Эрмитажный театр, дворец Меншикова и многое другое. Это большой проект на много лет, который теоретически будет очень важен и с научной точки зрения.

Читайте также:

«Один музей. Три взгляда». Эрмитаж приглашает в цифровое путешествие по музею

Эрмитаж и редакция журнала «Юный искусствовед» представили спецвыпуск журнала «Стражи Эрмитажа»


#Эрмитаж #реставрация #пресс-конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7937) от 30.06.2025 под заголовком «Борьба со временем за жизнь искусства».


Комментарии