Музей-квартира Александра Блока в Петербурге отмечает 40-летие
25 ноября исполняется 40 лет со дня открытия Музея-квартиры Александра Блока на улице Декабристов, 57. Его сотрудники подготовили выставку к этому событию.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Блок жил в доме на тогдашней Офицерской улице с 1912 года, сначала в квартире № 21 на четвертом этаже, а последний год жизни – в квартире № 23 на втором этаже. Вдова поэта Любовь Блок, занимавшая эту квартиру, высказывала пожелание о мемориальном музее. В 1939 году после ее смерти блоковская обстановка была вывезена на хранение в Пушкинский Дом. Выставку открывает опись «литературно-мемориального наследия», составленная комиссией Союза писателей.
Разговоры о музее возобновились в 1964 году. На выставке представлена переписка партийных органов и Ленгорисполкома. Речь сразу шла о том, что музеем станут обе квартиры, сохранившие историческую планировку. Чиновники особо отмечают: в этом доме поэт сочинил поэму «Двенадцать» и «Скифов».
Но в двух квартирах общей площадью 183 кв. метра проживали 9 семей (16 человек). Пушкинский Дом соглашался организовать музей при условии, что город расселит обе коммуналки и проведет ремонт. Власть, включая Министерство культуры РСФСР, уповала на мощь Академии наук.
В то же время народная тропа к поэту не зарастала. Сохранилась «Книга отзывов посетителей квартиры № 23, где будет музей Блока», датированная 1973 годом. Ее завела Нина Котова, жившая там с 1945-го, она пускала приходивших и показывала квартиру.
На выставке показаны письма и книги тех людей, усилиями которых в течение нескольких лет город расселил квартиры и открыл музей к 100-летию Блока. Литературовед Станислав Лесневский не только обивал пороги инстанций. В 1977 году по его инициативе Музей истории города приобрел собрание коллекционера Николая Ильина, много лет собиравшего материалы о Блоке. Представлена также запись беседы Лесневского и Надежды Павлович, последней музы поэта. Она жила в этом же доме и через полвека хорошо помнила обстановку блоковской квартиры.
На рисунке Николая Акимова изображен блоковед Владимир Орлов, он подарил музею библиотеку и архив, они легли в основу экспозиции и фондов. Первыми сотрудниками музея стали ученики филолога Дмитрия Максимова, который вел Блоковский семинар в ЛГУ.
История музея представлена на выставке книгами с дарственными надписями Юрия Лотмана, Бориса Аверина и других литературоведов, выступавших в блоковском доме. Среди трогательных даров – небольшой альбом на итальянском языке, посвященный Фра Беата Анжелико, любимому художнику Блока. Ее подарила студентка Федерика, которая в Ленинграде изучала творчество поэта.
На рубеже 1980 – 1990-х годов в Музее-квартире Блока состоялись вечера, посвященные творчеству философа отца Павла Флоренского и писателя Василия Розанова, были организованы выставки о роли в русской культуре Оптиной пустыни и острова Валаам. Эти события зафиксировал фотограф Феликс Лурье. Он продолжил традиции «самиздата», сделав альбомы фотографий тиражом несколько экземпляров, и подарил их музею.
Жизнь музея отражена глазами современных фотографов – Блоковские и Коломенские чтения, «Ночь музеев», «Детские дни в Петербурге». Выставку дополняют афиши разных лет, а также городские пейзажи Владимира Колбасова и Петра Семенова, сделанные во время акции художников-акварелистов «Сотри случайные черты...».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6811) от 23.11.2020 под заголовком «Имя блоковского дома».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 15 января
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 16 января
«Квартира-призрак». В Петербурге открылся музей Иосифа Бродского
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии