Меццо-сопрано Ольга Бородина выступила на фестивале «Звезды белых ночей»

Звезда мировой оперы меццо-сопрано Ольга Бородина выступила с сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей» в сопровождении пианиста Василия Попова. Программу составили вокальный цикл «Испанские песни» Шостаковича, испанские романсы русских композиторов и знаменитый цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского.

Меццо-сопрано Ольга Бородина выступила на фестивале «Звезды белых ночей»  | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

Сольные концерты при всей их кажущейся элементарности – собрал программу, хорошо оделся, вышел и спел – жанр крайне сложный и напряженный. Прежде всего для самого исполнителя, в чем признаются и они сами. Один на один с музыкой и с публикой: не спрятаться ни за партнера, ни за декорацию, ни за оркестр. И для начинающего, и для давно состоявшегося певца выступить с большим камерным концертом очень непросто.

Ольга Бородина крайне редко балует многочисленных поклонников сольными выступлениями. И этот концерт стал для нее первым после длительного «пандемийного» перерыва, что не могло не повлиять на выбор произведений. С одной стороны, Испания с ее свободо- и жизнелюбием, солнцем, волей, любовью, с другой – остановка, смерть, переход в иное измерение. Эти понятия сходятся, как известно, в хрестоматийном образе Кармен – одной из тех героинь, которые принесли певице мировую славу. Слова «любовь» и «смерть» там нераздельны. Хабанеру из «Кармен» Бизе Ольга исполнила в качестве второго биса, создав впечатление второго дыхания, которым снабдила ее эта испанская цыганка, и готовности спеть еще как минимум одно отделение, а то и оперу целиком. Испания и меццо-сопрано – две как будто нуждающиеся друг в друге стихии, их не может быть без горячих страстей, без сочных, насыщенных красок, истомы темных ночей.

Но цикл «Испанских песен» Шостаковича, с которого начался концерт, рисует испанские картинки очень сдержанными, скорее акварельными или даже графическими, чем масляными. Очень концентрированными в своей местами суровой, будто выжженной солнцем, простоте. Шостакович отказался здесь от своей композиторской остроты и диссонантности, подпав под гипноз гармонии и поэтики, отдавшись женственности народного мелоса, выступив его «стилистом» вслед за переводчиками стихов Самуилом Болотиным и Татьяной Сикорской. История гласит, что стихи появились благодаря испанскому мальчику Ивану Кобо, эвакуированному в Москву во время гражданской войны в Испании. Его песни услышала Зара Долуханова, предложив Шостаковичу уже в середине 1950-х сочинить вокальный цикл. Для композитора, полюбившего с определенного момента эзопов язык для зашифровывания в музыке дерзких мыслей и символов, Испания прочно зарифмовалась с идеей цельной, независимой личности.

Ольга Бородина не стала усугублять в пяти песнях эту напряженность, напротив, оттеняя каждую мягкостью и простодушием интонирования, словно нарочито напевая. Медовая акварельность ее тембра любовно раскрашивала испанский день, высвечивала закаты и рассветы, уходы в ночь в «Прощай, Гранада!». Она балансировала между мрачно-траурными настроениями в «Первой встрече», заводила нежнейшее убаюкивание в «Черноокой». Когда в вокальной строке начинали звучать гитарные распевы, вспоминалась еще одна знаменитая испанская героиня Бородиной – принцесса Эболи из «Дон Карлоса» Верди. Хотя как раз оперную оптику в интерпретации камерной музыки певица временно закрыла на замок. Дальше пронеслись в маскарадном кружении испанские маски Глинки и Балакирева, пока не остановились, словно в замедленной съемке, в поражающем своей образностью романсе «Пейзаж» Минкова на стихи Лорки, пронизанном мистикой и ощущением выхода в открытый космос.

Первое отделение концерта было «предварительным действом» ко второму, где интерпретаторская мощь певицы явилась во всей красе. Исполнение вокального цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского вновь доказало, что обнажить пугающую бездну его смыслов способен лишь очень большой мастер. Всего четыре песни в этом цикле на стихи Голенищева-Кутузова, но сколько в них вызовов брошено певцу, от которого требуется искусство мгновенного перевоплощения, умение являть театр одного актера. Певец в этом цикле и сторонний наблюдатель, и носитель нескольких социальных масок, и сама Смерть. После медовых акварелей испанских романсов и песен первой части концерта здесь Ольга Бородина не могла не прибегнуть и к силе оперных «технологий», оставаясь при этом в рамках искусной камерности. Да и сам композитор не обошелся в этом цикле без театральности, из которой сотканы сцены, почему-то еще до сих пор никем из хореографов не поставленные как экспрессивные зарисовки.

Искусство драматичного пения в этих песнях тесно сопряжено с искусством расстановки и держания пауз, символизирующих не просто молчание, а приметы небытия. Ольга Бородина так режиссерски и дирижерски выверенно выделяла эти паузы в своей вокальной речи, что заставляла их звучать не хуже предельного фортиссимо. А какой горячей любовью наполняла она речь живых персонажей, как давала слушателям прочувствовать биение сердец перед лицом циничной, отнимающей дыхание Смерти, забирающей всех без разбора. Но певица не оставляла сомнений, что только любовь была и будет сильнее смерти, даря способность помнить. На месте кончины пьяницы, погибшего в метель, летом возникнет новая жизнь: «Над нивой солнышко смеется да серпы гуляют; песенка несется, голубки летают...».



#фестиваль #выступление #опера #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6951) от 24.06.2021 под заголовком «Мания Испании Ольги Бородиной».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?