Меломанов ждал завод

235-й сезон Мариинского театра открыли две симфонии Антона Брукнера, «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова в Концертном зале и «Адриана Лекуврер» Чилеа на Новой сцене.

Меломанов ждал завод | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Имя Антона Брукнера — австрийского композитора-романтика, апологета Вагнера, старшего современника Густава Малера, автора развернутых симфонических полотен, продолжающих традиции симфоний Шуберта, возникло в первом концерте сезона неспроста. Валерий Гергиев объявил журналистам «маленькую сенсационную новость» о том, что в Концертном зале Мариинского театра он исполнит полный цикл из девяти симфоний Антона Брукнера.

К творчеству этого не слишком часто исполняемого композитора, таящего немало загадок, оркестр Валерия Гергиева подошел во всеоружии, имея за плечами все симфонии Густава Малера, несколько опер Рихарда Штрауса и большинство опер Рихарда Вагнера.

Гергиев напомнил о традиции исполнения сочинений Брукнера в Ленинграде, заложенной Евгением Мравинским, вспомнив и о гастролях знаменитых европейских дирижеров, в частности, Ойгена Йохума с оркестром Венской филармонии, иронично назвав себя «если не сыном, то внучком этой традиции».

Первой симфонии Брукнера не очень повезло быть исполненной сразу после шумного, натурально индустриального «Завода. Музыки машин» Мосолова. В этой симфонической 20-минутной картине полифония гигантского заводского цеха передана настолько искусно, что после нее и в самом деле кажется, будто только что побывал на заводе. Оглушенные лязгом и визгом заводских механизмов, слушатели не сразу смогли переключиться, и Первая («Линцская») симфония Брукнера прозвучала будто мимо ушей, «общим планом», несколько рассредоточенно. Хотя в ней был весь Брукнер с его планетарным масштабом.

Третья симфония, исполненная после антракта, посвящена Рихарду Вагнеру. Она и впрямь оказалась путеводителем по операм автора «Лоэнгрина» и «Золота Рейна». Начинаясь с мистической пульсации струнных, она напомнила не только «Неоконченную» Шуберта, но и парадоксальным образом знаменитое сочинение Tabula rasa Арво Пярта: Шуберту симфония наследовала, Пярта — предвосхищала.

Одними из «действующих лиц» Третьей симфонии Брукнера были паузы, которые маэстро Гергиев заставлял «звучать», наполняя эхом смыслов. В ней и в самом деле причудливо отразился мир Вагнера, где многие темы, словно призраки, напоминали то вступление к «Валькирии», то пилигримов из «Тангейзера», то сияние «Лоэнгрина».

Многократно повторяющиеся рисунки струнных словно плели с самого начала нити судьбы, не без помощи шубертовских прялок связывая их и с вагнеровскими норнами (норны в скандинавской мифологии — богини судьбы. — Прим. ред.), и с зудением прялок в «Летучем голландце», где они уже в ироничном ключе олицетворяют и затягивающий, как в паутину, быт, и кармическое земное притяжение.

В «Адриане Лекуврер» Чилеа после летней премьерной горячки почувствовалось большее внимание к деталям, оркестр задышал ровнее, появилось больше красок. К Анне Нетребко привыкать в титульной партии не стоит, поскольку появляться она будет здесь в лучшем случае раз, другой во время фестиваля. Но Валерий Гергиев на этот счет совершенно спокоен, ибо в его штате сейчас есть сопрано Татьяна Сержан.

В дебютном выступлении в этой партии она показала, как близко ей трагическое мировосприятие главной героини. Интерпретации образа Адрианы у Анны и Татьяны не стоит сравнивать: они слишком разные и в вокальном, и в драматическом планах. А эта партия мгновенно, как на рентгене, отражает внутренний мир исполнительницы. У Анны французская актриса получилась более эффектной внешне, у Татьяны — намного более сложной психологически.

Столько же раз, сколько выйдет в этой партии Анна Нетребко в Мариинском, выйдет в партии ее возлюбленного Морица Саксонского тенор Юсиф Эйвазов. Но и на этот случай в Мариинском есть варианты. Один из них — Нажмиддин Мавлянов, с завидной легкостью справившийся с этой партией.

Премьер в сезоне будет много. Уже известно о балете «Петрушка» Стравинского в хореографии Владимира Варнавы, маленькой опере «Директор театра» Моцарта в постановке Глеба Черепанова, возобновлении громадной оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в постановке Василия Бархатова в Концертном зале. Не исключено, что в ней примет участие Сергей Шнуров.

В конце октября на исторической сцене Мариинского театра пройдут долгожданные гастроли Национальной оперы Эстонии, в программе которых опера «Ринальдо» Генделя в постановке Уильяма Релтона и балет «Домовой» Эдуарда Тубина в хореографии Марины Кеслер.

Валерий Гергиев рассказал об успехе фестиваля «Мариинский» во Владивостоке и о предстоящем первом одноименном фестивале в родном ему Владикавказе, где маэстро учился. Одной из местных сенсаций в столице Северной Осетии станет выступление Дианы Вишневой.

— Второй фестиваль «Мариинский» во Владивостоке показал, насколько успешной оказалась «идея попробовать мощные ресурсы Мариинского театра там, где происходят громадные и непростые процессы. Мы размахнулись, попробовав приблизиться к формату «Звезд белых ночей». Но во Владивостоке нет своей консерватории, необходима база для подготовки кадров. Мы хотим сделать театр во Владивостоке одним из лучших в Азии. В Китае каждый год появляется четыре-пять новых театров. Но у нас есть одно важное преимущество перед китайскими театрами: история нашего театра не прерывалась на протяжении 235 лет, — говорит Валерий Гергиев.

#Мариинский театр #новый сезон

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.