Меломанов ждал завод
235-й сезон Мариинского театра открыли две симфонии Антона Брукнера, «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова в Концертном зале и «Адриана Лекуврер» Чилеа на Новой сцене.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра
Имя Антона Брукнера — австрийского композитора-романтика, апологета Вагнера, старшего современника Густава Малера, автора развернутых симфонических полотен, продолжающих традиции симфоний Шуберта, возникло в первом концерте сезона неспроста. Валерий Гергиев объявил журналистам «маленькую сенсационную новость» о том, что в Концертном зале Мариинского театра он исполнит полный цикл из девяти симфоний Антона Брукнера.
К творчеству этого не слишком часто исполняемого композитора, таящего немало загадок, оркестр Валерия Гергиева подошел во всеоружии, имея за плечами все симфонии Густава Малера, несколько опер Рихарда Штрауса и большинство опер Рихарда Вагнера.
Гергиев напомнил о традиции исполнения сочинений Брукнера в Ленинграде, заложенной Евгением Мравинским, вспомнив и о гастролях знаменитых европейских дирижеров, в частности, Ойгена Йохума с оркестром Венской филармонии, иронично назвав себя «если не сыном, то внучком этой традиции».
Первой симфонии Брукнера не очень повезло быть исполненной сразу после шумного, натурально индустриального «Завода. Музыки машин» Мосолова. В этой симфонической 20-минутной картине полифония гигантского заводского цеха передана настолько искусно, что после нее и в самом деле кажется, будто только что побывал на заводе. Оглушенные лязгом и визгом заводских механизмов, слушатели не сразу смогли переключиться, и Первая («Линцская») симфония Брукнера прозвучала будто мимо ушей, «общим планом», несколько рассредоточенно. Хотя в ней был весь Брукнер с его планетарным масштабом.
Третья симфония, исполненная после антракта, посвящена Рихарду Вагнеру. Она и впрямь оказалась путеводителем по операм автора «Лоэнгрина» и «Золота Рейна». Начинаясь с мистической пульсации струнных, она напомнила не только «Неоконченную» Шуберта, но и парадоксальным образом знаменитое сочинение Tabula rasa Арво Пярта: Шуберту симфония наследовала, Пярта — предвосхищала.
Одними из «действующих лиц» Третьей симфонии Брукнера были паузы, которые маэстро Гергиев заставлял «звучать», наполняя эхом смыслов. В ней и в самом деле причудливо отразился мир Вагнера, где многие темы, словно призраки, напоминали то вступление к «Валькирии», то пилигримов из «Тангейзера», то сияние «Лоэнгрина».
Многократно повторяющиеся рисунки струнных словно плели с самого начала нити судьбы, не без помощи шубертовских прялок связывая их и с вагнеровскими норнами (норны в скандинавской мифологии — богини судьбы. — Прим. ред.), и с зудением прялок в «Летучем голландце», где они уже в ироничном ключе олицетворяют и затягивающий, как в паутину, быт, и кармическое земное притяжение.
В «Адриане Лекуврер» Чилеа после летней премьерной горячки почувствовалось большее внимание к деталям, оркестр задышал ровнее, появилось больше красок. К Анне Нетребко привыкать в титульной партии не стоит, поскольку появляться она будет здесь в лучшем случае раз, другой во время фестиваля. Но Валерий Гергиев на этот счет совершенно спокоен, ибо в его штате сейчас есть сопрано Татьяна Сержан.
В дебютном выступлении в этой партии она показала, как близко ей трагическое мировосприятие главной героини. Интерпретации образа Адрианы у Анны и Татьяны не стоит сравнивать: они слишком разные и в вокальном, и в драматическом планах. А эта партия мгновенно, как на рентгене, отражает внутренний мир исполнительницы. У Анны французская актриса получилась более эффектной внешне, у Татьяны — намного более сложной психологически.
Столько же раз, сколько выйдет в этой партии Анна Нетребко в Мариинском, выйдет в партии ее возлюбленного Морица Саксонского тенор Юсиф Эйвазов. Но и на этот случай в Мариинском есть варианты. Один из них — Нажмиддин Мавлянов, с завидной легкостью справившийся с этой партией.
Премьер в сезоне будет много. Уже известно о балете «Петрушка» Стравинского в хореографии Владимира Варнавы, маленькой опере «Директор театра» Моцарта в постановке Глеба Черепанова, возобновлении громадной оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в постановке Василия Бархатова в Концертном зале. Не исключено, что в ней примет участие Сергей Шнуров.
В конце октября на исторической сцене Мариинского театра пройдут долгожданные гастроли Национальной оперы Эстонии, в программе которых опера «Ринальдо» Генделя в постановке Уильяма Релтона и балет «Домовой» Эдуарда Тубина в хореографии Марины Кеслер.
Валерий Гергиев рассказал об успехе фестиваля «Мариинский» во Владивостоке и о предстоящем первом одноименном фестивале в родном ему Владикавказе, где маэстро учился. Одной из местных сенсаций в столице Северной Осетии станет выступление Дианы Вишневой.
— Второй фестиваль «Мариинский» во Владивостоке показал, насколько успешной оказалась «идея попробовать мощные ресурсы Мариинского театра там, где происходят громадные и непростые процессы. Мы размахнулись, попробовав приблизиться к формату «Звезд белых ночей». Но во Владивостоке нет своей консерватории, необходима база для подготовки кадров. Мы хотим сделать театр во Владивостоке одним из лучших в Азии. В Китае каждый год появляется четыре-пять новых театров. Но у нас есть одно важное преимущество перед китайскими театрами: история нашего театра не прерывалась на протяжении 235 лет, — говорит Валерий Гергиев.
Материалы рубрики
Мария Ильюшкина дебютировала в Мариинском театре
В Мариинском театре показали новую «Волшебную флейту» Моцарта
В Мариинском театре прозвучит опера «Лакме»
В Мариинском театре показали премьеру балета «Озорные частушки»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии