Балетная «одиссея». В Академии русского балета им. А. Я. Вагановой состоялся выпускной

Состоялся 282‑й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции в июне выпускники академии демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра, а их концерты входят в программу фестиваля «Звезды белых ночей». В течение трех дней зрительный зал был переполнен.

Балетная «одиссея». В Академии русского балета им. А. Я. Вагановой состоялся выпускной  | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2024 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2024 г.

В этом году в мир балета отправляют своих подопечных профессор Марина Васильева и старший преподаватель заслуженная артистка РФ Ирина Желонкина, мужской состав подготовили старшие преподаватели Фетон Миоцци и Алексей Ильин. Все педагоги обладают значительным опытом, но среди них особое место сегодня занимает Марина Александ­ровна Васильева, заслуженный деятель искусств, педагог с почти пятидесятилетним стажем. Это ее четырнадцатый выпуск, среди воспитанниц разных лет — Юлия Махалина, Виктория Терешкина, Елена Евсеева, Евгения Образцова и другие балерины, украшавшие и поныне украшающие сцены Мариинского, Михайловского и Большого театров.

Как и прежде, структура выпускных спектаклей складывается не из отдельных номеров, а из крупных блоков. Ректор академии Николай Цискаридзе составил репертуар с целью показать зрителям не только выпускников, предвыпускников, но и учеников разных классов. Программа концертов обладала своей драматургией: выпускники предстали в сочинениях балетмейстеров, принадлежавших разным школам.

Спектакль торжественно открылся па‑де-катром «Розарий» из балета Петипа «Пробуждение Флоры» на музыку Риккардо Дриго. Хореографический текст Петипа восстановил по архивным материалам балетмейстер-исследователь Юрий Бурлака. Наивный мифологический сюжет давал простор хореографической фантазии, наделяющей каждую из четырех богинь своим характером и пластикой. С тонким ощущением стиля и трогательной верой в происходящее передали индивидуальности своих героинь ученицы предвыпускного класса Николая Цискаридзе: Екатерина Морозова (Флора), Екатерина Ефимова (Аврора), Полина Парфенова (Диана) и Веселина Илиева (Геба).

Мастер характерного танца профессор Ирина Генслер возродила забытый шедевр русского балетмейстера Льва Иванова, создавшего в 1900 году яркий образец такого рода танца — «Рапсодию» на музыку Ференца Листа, которая вошла как фрагмент в балет «Конек-Горбунок». С темпераментом, размахом и ощущением национальной стилистики исполнили центральные партии Екатерина Калашникова и Владислав Колесников, Ульяна Грицина и Александр Вундер.

Балет Жюля Перро «Наяда и рыбак» на музыку Цезаря Пуни имеет славную сценическую историю: впервые поставленный в Лондоне в 1843 году, он затем был перенесен хореографом на сцену петербургского Большого театра. К версии Перро обращались многие балетмейстеры, свои редакции дважды осуществлял Мариус Петипа, а в начале прошлого века — танцовщик и педагог Александр Ширяев. С течением времени многое утрачивалось, лишь отдельные фрагменты переходили от поколения к поколению. Николай Цискаридзе восстановил и отредактировал сохранившиеся эпизоды, в частности, сцену свадьбы рыбака Маттео и его невесты Джаннины, испытавших немало трудностей и соблазнов на пути к счастью. В партии Маттео выступил Иван Сотников, танцовщик, обладающий отличной техникой, чистота линий сочетается у него с энергией, силой и легкостью, его вариации искрятся азартом и юмором. Джаннина Алисы Шаниной покорила зрителей легкостью, изящной пластикой, артистизмом и сценическим обаянием.

Балет «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса поставил Максим Севагин, в прошлом выпускник Академии Вагановой, ныне возглавляющий балетную труппу московского Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это его подарок alma mater. «Танцы на свадьбе» (на снимке) — свое­образная антитеза классическому балету: все здесь свежо, ново и дерзко — пластика, позиции рук и тела, построение дуэтов. Здесь нет псевдо-Испании с ее привычным перезвоном кастаньет и бубнов. Балет — стремление современного хореографа раскрыть огромные возможности музыки. Отсюда многоцветье характеров, разнообразие оттенков вариаций и построений кордебалета. Танцовщики с очевидной радостью погружаются в новую для них плас­тическую лексику. У балета есть свой мини-пролог: на сцене появляется замечательная пианистка Мария Зыкова в сопровож­дении танцовщицы, одетой в испанский костюм. Они подходят к пианино, и балерина движениями рук показывает, что бы хотелось труппе услышать в звуках пианино и трактовке характеров. Согласие найдено — можно созывать гостей на свадьбу. Среди многонаселенного действа запомнились элегантная, но отнюдь не робкая Невеста (Элизабетта Налин), мужественный и сильный Жених (Константин Лаврентьев), юркая Сваха (Майя Палилионис), остроумные друзья Жениха (Андрей Тихомиров и Максим Полицан), кокетливые подруги Невесты (Софья Романович и Дарья Панкова). Балет имел огромный успех у публики, оценившей и новизну хореографии, и мас­терство исполнителей.

Третий акт балета Чайковского — Петипа «Спящая красавица» не случайно называют «Эрмитажем русской хореографии»: здесь прихотливо сочетаются все формы танца — ансамблевые «архитектурные» построения кордебалета, сложнейшие вариации, изысканные адажио. В центре многофигурного хореографического полотна была Аврора в блистательном исполнении Алисы Бариновой. В ее танце сочетались темперамент, женственность и горделивая пластика, а вариации очаровывали ажурным рисунком. Ее партнером в партии принца Дезире выступил артист Мариинского театра Павел Михеев. Балет никогда не обходится без парада сказок Жюля Перро. Трудный дуэт принцессы Флорины и Голубой птицы мастерски исполнили Юлия Котлярова и Николас Хорхе, блеснула легкими прыжками и турами Фея Сирени Элизабетты Налин, вызвала улыбку своими «кошачьими» капризами Белая кошечка Марии Затоки.

Закончились выпускные спектакли, но на этом «одиссея» юных танцовщиков не заканчивается: им предстоят новые испытания — выступления на сцене Кремлевского Дворца съездов, а затем — поездка в Бразилию. Бразильцы всегда испытывали интерес к классической хореографии и русской ­системе подготовки танцовщиков. В Жоинвиле уже много лет с успехом работает школа Большого теат­ра, и знакомство с выпускниками Академии им. А. Я. Вагановой вызвало большой интерес. На сцене театра Сан-Паулу студенты покажут фрагменты из балета «Спящая красавица» и балет Йозефа Байера «Фея кукол».

Впереди — церемония вручения дипломов, которая должна, по традиции, состояться в Тронном зале Екатерининского дворца в Пушкине. Часть выпускников уже получили приглашения в труппы Мариинского театра, Большого театра России, Театра балета им. Леонида Якобсона.


#балет #Мариинский театр #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7686) от 19.06.2024 под заголовком «Балетная «одиссея»».


Комментарии