Маргарита Бычкова: «Пришло время, когда хочется выбирать»

Сложно поверить, но этой осенью прекрасная актриса и режиссер Маргарита Бычкова отметила 30-летие творческой деятельности. Большая часть этого пути связана со сценой Театра им. В. Комиссаржевской, где были сыграны десятки запоминающихся ролей и поставлены уже три успешных спектакля. Несколько лет назад Маргарита Бычкова начала преподавать в Институте кино и телевидения, передавая свое мастерство начинающим актерам. Почему этому мастерству невозможно научить за деньги, кто идет в актеры и зачем людям нужен театр – об этом и не только мы поговорили с заслуженной артисткой России.

Маргарита Бычкова: «Пришло время, когда хочется выбирать» | Маргарита Бычкова / Фото из личного архива

Маргарита Бычкова / Фото из личного архива

– Маргарита, вы закончили ЛГИТМиК в 90-м году и первые шаги в профессии сделали в тяжелейшее для страны время. Какими для вас были эти годы?

– Это были годы огромного актерского счастья. Сразу после института меня взяли в ТЮЗ. Я ввелась в удивительные спектакли Зиновия Корогодского: «Бэмби», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Наш цирк». Порой мы играли по три спектакля в день! Люди в то сложное время ходили в театр с большой охотой, залы всегда были полные. Поэтому все, что было за окнами, что происходило в стране, меня почти не коснулось. Я занималась тем, чем мечтала, поступила именно в тот театр, о котором грезила с детства. В 1976 году еще маленькой девочкой я впервые снялась в кино, и мою маму играла Антонина Шуранова – на тот момент актриса ТЮЗа. С тех пор мне хотелось просто быть около нее. 

А через два года я поступила в Театр им. В. Комиссаржевской и оказалась в окружении великих актеров: Станислав Ландграф, Борис Соколов, Ефим Каменецкий, Татьяна Самарина, Валентина Панина, Галина Короткевич... Всех просто невозможно перечислить, не хватит целого интервью! Я застала этот театр в годы его расцвета. Да мне и некогда было думать, что идут тяжелые для страны годы – у меня на руках была маленькая дочка, нужно было думать о ней. Я справилась. Моя дочь, Варя Светлова, замечательная актриса и режиссер. Сын, Григорий Лукин, студент философского факультета Русской христианской гуманитарной академии. Я ими очень горжусь. Конечно, мне повезло, что тогда актеры получали достойную зарплату.

– Сейчас зарплаты у актеров меньше?

– Безусловно! Тогда на свою зарплату я могла вывести всю семью на море. Люди в стране в среднем получали по 90-100 рублей, а у меня в ТЮЗе зарплата была 130 рублей. По тем временам достойные деньги. Сейчас у театральных актеров просто нищенские зарплаты.

– За деньгами нужно идти в кино?

– Конечно! Поэтому не всегда актеру приходится выбирать, где сниматься. Даже если сценарий не нравится, что поделаешь – нужно зарабатывать себе на жизнь, содержать семью.


Маргарита Бычкова. Фото Оксаны Ивлевой / Предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– За эти годы был период, когда вы чувствовали свою невостребованность?

– Слава Богу, я востребованная актриса. Наверное, потому что для меня каждая роль – счастье. И это грандиозная школа Льва Абрамовича Додина. Именно она позволяет мне спокойно переходить из возраста в возраст. Я не чувствую тех проблем, которые мучают многих актрис. Они хотят играть только молодых красавиц. Я могу играть все: от бомжихи до герцогини (смеется).

– Чему еще вас научил Лев Додин?

– Всему. Все, что я могу, что умею, мне дали мастера нашего курса – Лев Абрамович и Валерий Николаевич (Галендеев – прим. авт.). Они дали основы профессии и во многом сотворили меня. Благодаря им мне любопытно жить, работать, творить.

– Теперь вы сами учите. Какие они, сегодняшние студенты? Чем отличаются от вашего поколения?

– Мы были... одержимее. Более жадными к профессии! Я учу их всему, чему учили меня: дисциплине, вере в профессию, готовности к бесконечному, порой адскому труду без выходных. Актер – профессия круглосуточная. Они часто к этому не готовы, они слабее и не понимают, что «у верблюда два горба, потому что жизнь – борьба». Помните, цитату из «Гаража»?

Я преподавала актерское мастерство на режиссерском курсе Сергея Снежкина. Эти ребята были старше, чем мои нынешние студенты (курс Евгения Ганелина – прим. авт.), возможно, поэтому они были ближе к нам по этой «жажде» профессии. Но тут еще важный момент – они учились бесплатно. А в последние годы в нашей сфере все чаще встречается платное образование. 


Со студентами (курс Е. Ганелина, СПбГИКиТ) / Фото из личного архива

– Это плохо?

– Я сложно отношусь к актерскому образованию за деньги. Мне кажется, что это неправильно. И это касается многих профессий – за деньги невозможно научиться быть хорошим врачом, ученым... И актером.

– Вы сказали, что нынешние студенты не такие сильные. Потому что время не такое трудное? У них детство было проще?

– Сейчас тоже не очень легкое время. А люди с простым детством не идут в актеры! Это профессия для тех, кто еще в детстве вышел из зоны комфорта и от этого у него родилось острое желание рассказывать о судьбах других людей. Иногда подсознательное, неосознанное. Это очень жесткая профессия. Поэтому я учу, как принято говорить, «на вылет»: если это не твое, лучше уйти из вуза как можно раньше.

Хотя я всегда повторяю: человеческие чувства и внутренняя жизнь не меняются, меняется мода и прогресс. Люди так же любят, предают, спасают. Душа как жила, так и живет. Когда мне говорят, что сейчас плохая молодежь... Мне повезло, я общаюсь с хорошей молодежью. Они мои большие учителя, я многому у них учусь. Да, они не такие сильные, но зато они бесстрашные и открытые. Они со сцены готовы говорить вещи, которые я боюсь произносить. Они откровенны в каких-то совершенно интимных вопросах. Мне кажется, что это правильно. Я люблю своих учеников. Как и своих коллег!


Репетиция спектакля «Театр», режиссер Маргарита Бычкова / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

–  Поэтому вы 28 лет в одном театре? Вам важно, чтобы театр был именно домом?

– Да, мне это важно. Конечно, у меня были периоды, когда хотелось взорваться, уйти, что-то в жизни изменить. Но, на самом деле, для меня это невозможно – я очень люблю людей, которые меня окружают в театре. Они для меня родные, они часть моей жизни. Кроме того, я не сижу на одном месте! Снимаюсь в кино, преподаю, меня приглашают в другие театры, антрепризы. Я в своем доме не «домосед».

– Вы – актриса, режиссер, педагог. Если бы вас заставили выбрать только одну сферу деятельности?

– Сложно ответить. Может быть, я выбрала бы педагогику. Она многое мне дает и включает в себя все мои амбиции. В какой-то момент ты перерастаешь себя в актерской профессии. А еще пришло время, когда хочется выбирать. В первую очередь, выбирать людей, с которыми тебе интересно, а им интересно с тобой. Из этого и рождается творчество. Хотя, конечно, я не покину актерство! Без сцены я просто зачахну. Накопив за эти годы столько опыта, театрального и личного, пережив столько сложного и прекрасного, хочется многое рассказать. Хочется играть. Играть немного, но сильно.


Спектакль «Мыльные ангелы», режиссер Александр Морфов / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Мы начали с 90-х, когда люди, несмотря на тяжелейшее время, шли в театр. Сейчас он так же важен?

– Сложный год. Как возвращать зрителя? Хотя я все чаще встречаю людей, у которых вдруг появилось огромное желание пойти в театр. Причем, у тех, кто никогда до этого не ходил! Даже в самое трудное время театр – это праздник. Я преклоняюсь перед зрительницами, которые приходят на спектакли в вечерних платьях, со сменной обувью. Я иногда наблюдаю, как они стоят в фойе, готовятся, волнуются, надевают красивые туфли! Нам, артистам, это так приятно. А еще театр всегда будет востребован, потому что это живой энергетический обмен. Живые люди на тебя смотрят, плачут и смеются. В такие моменты понимаешь, что ты не зря служишь в театре.

#артисты #театр #сцена

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?