«Слушаю свое сердце». Актриса Валентина Панина — о театре и главных ролях

Сегодня, 6 октября, отмечает юбилей заслуженная артистка России, одна из ведущих актрис Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Валентина Панина. Накануне знаменательной даты Валентина Викторовна ответила на вопросы театрального критика Светланы Рухля.

«Слушаю свое сердце». Актриса Валентина Панина — о театре и главных ролях | Валентина Панина в спектакле «Я вернулся в мой город…» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Валентина Панина в спектакле «Я вернулся в мой город…» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

- Валентина Викторовна, с Театром им. В. Ф. Комиссаржевской вас связывает более тридцати лет.

- В моей жизни был серьезный кризисный момент и как-то в ВТО (Всероссийское театральное общество – Ред.) ко мне подошел Рубен Сергеевич Агамирзян и спросил: «Валя, тебе что, плохо? Приходи к нам в театр - у нас хорошо». И я пришла. И ни разу в жизни об этом не пожалела. Рубен Сергеевич опекал меня, подходил, спрашивал: «Тебя никто не обижает?! Скажи мне, если что!». Я была ошарашена… Потом узнала, что он об этом спрашивал не только меня. Добрый, талантливый, любящий театр и людей в нем, любимый Человек.

Первая моя роль была в «Полоумном Журдене» (пьеса М. Булгакова по комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» - Ред.) - там были заняты чудесные актеры! Веселый ироничный Боренька Соколов в главной роли, мой партнер Володя Летенков - светлая благодарная память о котором живет в моей душе.

- Что было главным в Рубене Сергеевиче?

- Он говорил очень простые правильные вещи. О том, что за стенами этого дома, как он называл наш театр, могут происходить самые разные события - хорошие, плохие, трудные, невыносимые. И наша жизнь может складываться по-разному. Но приходя в театр, мы должны понимать, что существуем здесь друг для друга и для зрителя. И если нам интересно друг с другом, то будет интересно и зрителю; если мы любим то, ради чего приходим, то будем спасаться в этом доме от невзгод и будем нужны окружающим. Нужность – одно из самых важных качеств, необходимых человеку. Для дела, для жизни, для любви. Эти слова стали моими «алыми парусами». Мне они давали надежду и силу. Я прекрасно понимала, что пришла в театр, где работали звездные актрисы Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Наталья Четверикова, и у меня хватило разума принять это как данность. Постепенно возникла и душевная близость,

- Не было ревности, зависти — подсознательной?

- Что вы! Никогда! Что мне давалось, тому я была рада. Это, вообще, моя жизненная позиция, что мое, то мое. Чужое не будет моим, и это не я решаю, а там – наверху, за облаками. Мне это давало чувство удовлетворенности. Да, и то, что у меня есть: это так много! И любимый город, о котором я мечтала, живя в Сибири, учась в Москве, как о каком-то фантастическом неведомом городе, в котором красота немыслимая и люди – ленинградцы – особенные.


Сцена из спектакля «Французские штучки» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

- Вы в Ленинграде, впервые, когда побывали?

- В девятом классе. Это была поездка для тех, кто хорошо учился. А я училась всегда хорошо (улыбается). Ой, за нами ведь в Царском Селе цыгане гонялись!

- Как это?

- Учителя отправили нас на экскурсию, с напутствием: «Ведите себя прилично», а сами пошли по магазинам. А нас цыгане «разобрали». По одному человеку. Мне цыганка говорит: «Что ты такая худая? Это порча на тебе, потому что деньги у тебя заговоренные. Ну-ка, давай их сюда: мне они не нужны, я их отговорю, и ты будешь красивая, здоровая. А завтра встань у форточки в одиннадцать утра и они к тебе вернутся». Я на экскурсию не пошла, никому ничего не сказала, как цыганка велела, встала у форточки, жду. Долго ждала.

- Поняли, что вас обманули?

-Нет! Я нашла в сумочке под расческой пять рублей, и решила, что сама виновата – не все деньги отдала, поэтому и не вернулись. Как вам объяснить? Она мне внушила что-то хорошее и важное, и у меня осталось ощущение, что она все сделала хорошо, а пять рублей – моя вина (улыбается).

Я полюбила себя наивной, доверчивой. Это не самые плохие качества, правда? Говорят, лучшая защита, открытость. Только она дает свободу: тебе не надо ничего изображать из себя. А еще говорят, что подобное притягивает подобное, и я на себе в этом убедилась. Если я открыта к людям, легко и свободно общаюсь, с симпатией, то и ко мне относятся точно так же! Еду, например, в машине, улыбнусь на светофоре человеку с мрачным лицом, он сначала не понимает, а потом улыбается в ответ. Дают зеленый свет, мы разъезжаемся и никогда больше не увидимся, а на душе уже светлее стало, может быть, не только у меня, но и у него.

- А были спектакли, которые чему-то научили вас в жизни? Роли?

- В Театре драмы имени А. С. Пушкина (ныне – Александринский театр – Ред.) – это, конечно, была «Элегия» Павла Павловского, созданная на основе переписки Ивана Сергеевича Тургенева и Марии Гавриловны Савиной. «Много шума из ничего», где я сыграла Беатриче, - небывалая радость, счастье, сила. Такая жизненная энергия невероятная шекспировская. Потом «Моя любовь Электра» Ласло Дюрко, с которой мы открыли сцену Эрмитажного театра.


Панина в спектакле «Страсти по дивану» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

- Это роль далась вам – человеку светлому и позитивному – непросто?

- Я ходила к психологу и психиатру, чтобы понять, где проходит граница, за которой человек, который боролся за справедливость, становится своей противоположностью. И мне объяснили: когда перестает себя видеть со стороны. Перестает анализировать эмоции и чувства, которые в нем есть. Оценивать, что скрывается в его душе. Мне сложно было это осознать, так как гены, полученные от мамы, папы, бабушек, дедушек, земли сибирской, всего того, что меня окружало в детстве, влекли меня только к добру. Я всегда гнала от себя зависть, злобу. Никогда не понимала любую вражду на любой почве. Усвоила заповедь: «Гоните плохие мысли, они вас не поддержат в жизни».

- Работать над ролью прославленной актрисы Марии Гавриловны Савиной – вам актрисе молодой, было страшно?

- Нисколько! Режиссер-постановщик спектакля Илья Саулович Ольшвангер сказал: «Валя, читай: «она выбежала на сцену, как будто открыла окно и ворвалась в цветущий весенний сад». И вот с этим чувством радости, свободы, полета ты тоже должна выбежать на сцену». Так я и сделала.

Но первым делом, мы, конечно, съездили в Дом ветеранов сцены, открытый Марией Гавриловной. Я прочитала текст ее завета, который висит при входе: «Убежище для престарелых артистов не богадельня, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены, которые за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы, все нервы и здоровье на служение Искусству. В этом убежище они должны найти покой, наивозможнейший комфорт, бережное отношение за свой труд» и… разрыдалась.

Когда мы вошли в само здание, внутри все было закрыто чехлами, которые по нашей просьбе сняли и на наших глазах расцвели какие-то фантастические розы, открылись бархатные диваны. Я часто ездила, потом, туда одна.

- Знаю, что с одним из моих любимых в вашем театре, спектаклем «Страсти по дивану» по пьесе Майи Тульчинской в постановке Георгия Корольчука, вы объездили всю Америку. Как вас принимали?

- Невероятно! Там ведь очень много наших соотечественников и все залы были полны! Мы проехали от Нью-Йорка через Чикаго и до Лос-Анджелеса! Мне кажется, этот спектакль понятен для всех. Он ведь о том, как мы несовершенны в своих отношениях, как легко поддаемся порыву, а потом тянем лямку, потому что что-то пообещали. О словах, которые вовремя не сказали. Я вот часто бабулю свою вспоминаю, прошу у нее прощения, потому что не писала ей писем, когда уехала учиться в Москву. То есть написала единственное, но поздно, она его не успела прочитать, так его с ней и похоронили. С ушедшей мамой иногда говорю… Этот спектакль о том, что спасает человека только любовь.

- Что больше всего запомнилось из той поездки?

- Не поверите! Когда приземлились в аэропорту, смотрю в окошко: одуванчики! Море одуванчиков! Как в моем детстве, в России, и страх перед капитализмом (смеется) у меня сразу прошел.

- А что для вас театр в глубинном смысле?

- Мне кажется, что театр, да и вообще искусство, это психотерапия. Это о том, что нельзя быть агрессивным, нельзя убивать. Трагедия и драма в театре – это не просто так, это для того, чтобы человек увидел, как поступать нельзя. Это для меня как пропись в первом классе. Когда Электра становилась своей противоположностью и погибала от руки Ореста, ее убийство я воспринимала как возмездие. Потому что это была уже полностью озверевшая Электра, разучившаяся себя оценивать.

- Сегодня в вашем театре работает много молодых артистов, традиции заложенные Рубеном Сергеевичем, им близки?

- Конечно! Его отношение к театру, к людям – все это мы сохранили и передаем молодым. Мы относимся к ним, как к родным и готовы с ними всем делиться, а у них – глаза сияют, потому что всем нужна любовь.

#театр #артисты #искусство

Комментарии