2Vtzqv4Hz9U

Магия «Магнума». ЦВЗ «Манеж» встретил посетителей уникальной выставкой

Отложенная с апреля из-за карантина выставка «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» открылась в ЦВЗ «Манеж». Часто долгие ожидания потом обманывают. Здесь не тот случай. Для внимательного зрителя уж точно.

Магия «Магнума». ЦВЗ «Манеж» встретил посетителей уникальной выставкой | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Страна – это Советский Союз и Россия. Снимки сделаны начиная с 1947 года и до наших дней лучшими фотографами знаменитого международного агентства. Подчерк «магнумовцев» – это репортажная фотография, сделанная художниками. Без постановок, кадрирования при печати и других приемов. Выставка специально отбиралась для петербургского «Манежа» Ниной Гомиашвили, куратором и историком фотографии в сотрудничестве с архивом Magnum Photos и Фондом Анри Картье-Брессона. В итоге показано более 250 снимков 39 авторов. Среди них есть известные работы, часть никогда не публиковалась.

Точка отсчета времени выбрана не случайно. Агентство Magnum было создано 22 мая 1947 года пятью друзьями-фотографами – Робертом Капой, Анри Картье-Брессоном, Джорджем Роджером, Дэвидом Сеймуром и Уильямом Вандивертом. Уже 31 июля Капа вместе с писателем Джоном Стейнбеком, будущим нобелевским лауреатом, отправились в сорокадневное путешествие по СССР. Репортажи об этой поездке печатались в популярной тогда газете New York Herald Tribune, а потом вышли отдельной книгой под названием «Русский дневник».

Интерес фотографов к СССР понятен. Тогда весь мир интересовала страна, неимоверными усилиями, с огромными жертвами победившая нацизм. Поэтому наряду с руинами Сталинграда и других городов Капа снимал лов осетра на Волге и обед простой деревенской семьи за столом, над которым иконы мирно уживаются с портретами вождей.

«Манеж» решил выставить фотографии в строгой последовательности, по десятилетиям:

1940-е, 1950-е и т. д. Этот принцип небесспорен, работы одного фотографа оказываются в разных «отсеках». Снимки, сделанные в одну декаду, могли появиться и в другую. В этой вневременности и заключается ценность работ «Магнума».

Но из-за санитарных ограничений в зале «линейный» маршрут оказался едва ли не единственно возможным. Кроме того, он предоставляет зрителю повод поискать приметы времени – в одежде, поведении людей, портретах известных персонажей.

Блистателен портрет Бориса Пастернака, сделанный в 1958 году Корнеллом Капой. «Доктор Живаго» уже написан, и автор знает, какую цену ему придется заплатить. Рядом – старообрядцы, найденные Николасом Тихомирофф в Загорске, и по контрасту с ними – продвинутые девушки с модными тогда чемоданчиками около московской трамвайной остановки на снимке Анри Картье-Брессона.

Самый интересный раздел – «1960-е». Инге Морат в серии «В России» сфотографировала Иосифа Бродского на стене Петропавловской крепости, Андрея Достоевского, внука писателя, в самом литературном месте – на Сенной площади. Художник Павел Корин запечатлен в мастерской рядом с огромными «в рост» портретами священников. Ему это позволялось даже в разгар атеистической кампании. Редкий снимок показывает детского писателя Льва Кассиля с семьей в квартире, наполненной картинами «мирискусников». Жена Кассиля Светлана была дочерью певца Леонида Собинова и тщательно хранила наследие отца.

Рядом – безвестные юноши, читающие книги на ходу на снимке Константина Маноса из серии «Русские». Тогда все считали СССР самой читающей страной. Ева Арнольд, снимавшая Мэрилин Монро, делает пронзительный снимок «Развод» в народном суде – тихо расстается интеллигентная молодая пара.

Берт Глинн фотографирует элегантного Сергея Образцова среди его кукол, Майю Плисецкую у балетного станка и смешную утреннюю «Зарядку в санатории «Шахтер». На снимке Томаса Хепкера – три деревенские женщины, буквально открыв рот, рассматривают часы «Павлин» в Эрмитаже. Вот когда начинался музейный бум.

В последующие годы интерес к стране у фотографов «Магнума» явно ослабевает. Свадьбы, московская Олимпиада, подледный лов рыбы, снова свадьбы... Запоминаются два снимка. «Час политинформации» (1981) Питера Марлоу, где молодые люди подпирают мощные бетонные столбы дворца культуры в томительном ожидании, когда же наконец-то начнутся танцы. А также фото Георгия Пинхасова, сделанное им в 1992 году в Елисеевском гастрономе. Автор поймал момент, когда луч солнца осветил покупательницу в меховой шапке внутри полутемного торгового зала. Но продукты после советского дефицита уже появились. Можно даже рассмотреть некоторые ценники.

Российский период в объективе «Магнума» – вооруженные конфликты, сектанты, толпы паломников... Наверное, глаз замылен обилием этих сюжетов, которые мы часто видим на разных выставках. Может быть, еще не набрана историческая дистанция, чтобы рассматривать эти снимки, как те, что созданы в прошлом веке. Возможно, в журнале вместе с текстом о проблемах, попавших в кадр, эти серии смотрелись бы сильнее.

Финальная точка выставки поставлена пандемией. Нанна Хайтманн посвятила свою серию «Просто стой и смотри» (так ее инструктировали) врачам и пациентам 52-й московской больницы. На лицах медиков – усталость и готовность продолжить свою опасную работу.


#Манеж #выставка #открытие #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «Магия «Магнума» на Конногвардейском».


Комментарии