Лошадиная история. В Эрмитаже завершилась реставрация нескольких работ Клодта

В Эрмитаже завершилась реставрация нескольких работ Петра Карловича Клодта.

Лошадиная история. В Эрмитаже завершилась реставрация нескольких работ Клодта | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Две конские фигурки из тонированного гипса, две литографии, посмертная маска императора Николая I, отлитая из бронзы, модель памятника ему же... И это целый клубок интересных историй о самодержцах и лошадях, скульпторах и реставраторах, профессионализме и преданности своему делу.

Как известно, Николай I очень любил лошадей. С казенных заводов в императорские конюшни поставляли лучших из лучших жеребцов и кобыл. Кроме того, их покупали для монарха по всей России и Европе. О благородных животных по его воле заботились до самой смерти, в Царском Селе были даже построены специальные «пенсионерные» конюшни.

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург тоже очень любил лошадей. Еще обучаясь в артиллерийском училище, он при малейшей возможности «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». Когда молодой скульптор стал вольнослушателем Императорской академии художеств, эти животные остались его любимыми моделями, так что в конце концов он изучил их в совершенстве.

Неудивительно, что императору приглянулись работы Клодта и что именно ему Николай I поручил сделать несколько небольших гипсовых фигур для своего кабинета. В том числе статуэтки английского жеребца по кличке Мидлетон (победителя Derby Stakes в Эпсоме в 1825 году) и безымянного жеребца, который на этикетке обозначен как «Английская фермерская лошадь».

Старание и мастерство, с которыми скульптор исполнил заказ, удивительны. Его авторская методика настолько уникальна и сложна, что повторить ее практически невозможно. В этом убедились сотрудники эрмитажной лаборатории реставрации скульптуры и цветного камня.

С одной стороны, Клодт тщательно выверил все детали и учел все отличительные черты каждой из моделей: форму головы, характерную линию спины, постановку ног. Получившиеся изображения по-настоящему портретны. Настолько, что куратор выставки Людмила Шатилова смогла определить: для кабинетной скульптуры, исполненной Клодтом в бронзе («Кавалергард Ян Стриевский»), моделью коня послужил тот же Мидлетон.

С другой стороны, отлитые из гипса фигуры Петр Карлович довел до совершенства, зачистив швы, сымитировав с помощью насечек на гладкой поверхности фактуру лошадиных шкур, оснастив их льняными гривами и хвостами. Отдельного внимания (и восхищения) заслуживает тонировка. Она выполнена в несколько слоев, но настолько тонка, что не сглаживает ни одну из подробностей.

На скульптуре «Мидлетон» Клодт помимо охры и белил использовал золотое покрытие (которое придает блеск конским бокам). На «Английской фермерской» реставраторы обнаружили металлические частицы, смешанные с краской, - они создают ощущение лоснящейся шкуры. Обо всех тонкостях можно прочитать в каталоге выставки, но даже невооруженный глаз отметит удивительное живоподобие этих фигур.

Гипс - хрупкий материал. К тому моменту, когда статуэтки попали в руки реставраторов, они находились в аварийном состоянии.

Сотрудникам Эрмитажа пришлось провести целый комплекс предварительных исследований. В музее Академии художеств им посчастливилось обнаружить аналогичные гипсовые фигурки (копии, вероятно, отлитые уже после смерти Клодта и нетонированные), они послужили образцами для восполнения утрат. Кроме того, потребовались консультации коллег из лабораторий реставрации станковой живописи, тканей, отдела научно-технологической экспертизы и пять лет непростой работы.

Сейчас «портреты» английских жеребцов представлены на выставке рядом с моделью памятника Николаю I (выполненного по проекту Клодта). Интересно, что этот вариант отличается от того, что установлен на Исаакиевской площади. Император держит каску в руке, лицо его открыто. В той же витрине - посмертная маска самодержца, отлитая из бронзы и доработанная скульптором. Она очень точна - видны морщинки в уголках глаз, родинка на подбородке. Но нет излишних подробностей. Император, даже покойный, выглядит величественно, как мужчина в полном расцвете сил. Очевидно, что Клодт искренне уважал своего венценосного покровителя, что неудивительно. Ведь и тот и другой очень любили лошадей.

#Эрмитаж #музеи Петербурга #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6655) от 07.04.2020 под заголовком «Лошадиная история».


Комментарии