«Романтика и усердие». Эрмитаж открыл онлайн-выставку южнокорейских художников

В восточном крыле Главного штаба Эрмитаж в режиме онлайн открыл выставку (с размещением экскурсии по ней в соцсетях) шестнадцати современных южнокорейских художников, названную музеем «Романтика и усердие».

«Романтика и усердие». Эрмитаж открыл онлайн-выставку южнокорейских художников | Хойон Кан. «Антропология». ФОТО АВТОРА

Хойон Кан. «Антропология». ФОТО АВТОРА

Этот проект продолжает серию показов, начатую Эрмитажем с молодых американских (2007 г.) и английских авторов. Теперь представители Южной Кореи - динамичной страны с древними традициями. Но про ее искусство, особенно современное, российский зритель знает мало. Даже те, кто им интересуется, помнят только два имени: Нам Джун Пайк, придумавший видеоарт, и Кимсуджа, видео которой показывали в Петербурге почти 20 лет назад. А что происходит сейчас?

Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям»: «Мы отбирали работы для проекта «Романтика и усердие» осенью 2019 года с отчетных показов выпускников художественных школ и с презентационных выставок арт-резиденций. Это моментальная фотография современного искусства Южной Кореи без выстраивания иерархий и установления непреложных истин. Выставка содержит вопросы и не дает окончательных ответов. Со временем кто-то из ее участников станет мировой звездой, другим уготовано несколько строчек в региональной истории искусства.

Сейчас для нас очевидно, что южнокорейские художники романтичны и усердны. Они прекрасно осведомлены в мировом искусстве прошлого и настоящего, владеют современными технологиями. И одновременно романтично работают в традиционных восточных техниках - вышивке, каллиграфии, рисунке на ткани. Выставка задумывалась и отбиралась, когда никто не слышал ни про какой коронавирус. И тот факт, что, несмотря на все сложности, она приехала в Петербург, тоже романтичен».

Эрмитаж и в этом проекте остается верен себе, утверждая, что искусство - это единый процесс, когда новое рождается из старого, высокие технологии создают новый язык, но обязательно должны работать на художественный образ.

Для выставки, в которой много объектов, очень важна ее архитектура. Иными словами, сочетание работ и их последовательность. «Романтика и усердие» начинается с «Антропологии» Хойон Кана. Это подобие дымящегося вулкана, но сложенного из книг мировых классиков, слайд-шоу на компьютере с портретами философов, космонавтов, поп-звезд... И, конечно, с мерцающим телеэкраном как оммажем старине Пайку.

Рядом - инсталляция «Культ красоты» Даин Пак. Это восточное святилище, где вместо божеств установлены баночки с косметикой. Так художница иронизирует над культом красоты, навязываемым производителями «самого необходимого». Ирония Вон Ву Ли тоньше: перед окном вертится большой щит с надписью «Какая романтика вокруг». И действительно хорош вид на набережную реки Мойки из Главного штаба. Но можно сделать щит покруче, поставить его совсем в другое место. Главное - крутить подольше, и внушение сработает.

Влиянию масскультуры посвящено видео «Без названия» Юнсок Чхве и объект «Приятного аппетита» Ынхи Ким. Первое показывает человека, который что-то жует, уставившись в одну невидимую зрителю точку. Эффект абсолютной тупости этого занятия создает простой прием - видео длится всего полсекунды, но оно зациклено. Работа Ким - это гигантский гамбургер, сшитый из неаппетитных старых тряпок. На самой яркой надпись - «легкое удовольствие».

Финал выставки - изысканная серия Сэгён Ли «Волос на тарелке», созданная во время стажировки на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. На беглый взгляд, обычная гламурная роспись на тарелках. Но с помощью обжига невозможно создать одну половину рисунка синим, а другую - коричневым. Оказывается, рисунок выложен из человеческих волос, окрашенных в разные цвета.

#Эрмитаж #музеи Петербурга #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (6654) от 06.04.2020 под заголовком «Волос на тарелке как искусство».


Комментарии