Лошадиная история. В Эрмитаже завершилась реставрация нескольких работ Клодта
В Эрмитаже завершилась реставрация нескольких работ Петра Карловича Клодта.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Две конские фигурки из тонированного гипса, две литографии, посмертная маска императора Николая I, отлитая из бронзы, модель памятника ему же... И это целый клубок интересных историй о самодержцах и лошадях, скульпторах и реставраторах, профессионализме и преданности своему делу.
Как известно, Николай I очень любил лошадей. С казенных заводов в императорские конюшни поставляли лучших из лучших жеребцов и кобыл. Кроме того, их покупали для монарха по всей России и Европе. О благородных животных по его воле заботились до самой смерти, в Царском Селе были даже построены специальные «пенсионерные» конюшни.
Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург тоже очень любил лошадей. Еще обучаясь в артиллерийском училище, он при малейшей возможности «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». Когда молодой скульптор стал вольнослушателем Императорской академии художеств, эти животные остались его любимыми моделями, так что в конце концов он изучил их в совершенстве.
Неудивительно, что императору приглянулись работы Клодта и что именно ему Николай I поручил сделать несколько небольших гипсовых фигур для своего кабинета. В том числе статуэтки английского жеребца по кличке Мидлетон (победителя Derby Stakes в Эпсоме в 1825 году) и безымянного жеребца, который на этикетке обозначен как «Английская фермерская лошадь».
Старание и мастерство, с которыми скульптор исполнил заказ, удивительны. Его авторская методика настолько уникальна и сложна, что повторить ее практически невозможно. В этом убедились сотрудники эрмитажной лаборатории реставрации скульптуры и цветного камня.
С одной стороны, Клодт тщательно выверил все детали и учел все отличительные черты каждой из моделей: форму головы, характерную линию спины, постановку ног. Получившиеся изображения по-настоящему портретны. Настолько, что куратор выставки Людмила Шатилова смогла определить: для кабинетной скульптуры, исполненной Клодтом в бронзе («Кавалергард Ян Стриевский»), моделью коня послужил тот же Мидлетон.
С другой стороны, отлитые из гипса фигуры Петр Карлович довел до совершенства, зачистив швы, сымитировав с помощью насечек на гладкой поверхности фактуру лошадиных шкур, оснастив их льняными гривами и хвостами. Отдельного внимания (и восхищения) заслуживает тонировка. Она выполнена в несколько слоев, но настолько тонка, что не сглаживает ни одну из подробностей.
На скульптуре «Мидлетон» Клодт помимо охры и белил использовал золотое покрытие (которое придает блеск конским бокам). На «Английской фермерской» реставраторы обнаружили металлические частицы, смешанные с краской, - они создают ощущение лоснящейся шкуры. Обо всех тонкостях можно прочитать в каталоге выставки, но даже невооруженный глаз отметит удивительное живоподобие этих фигур.
Гипс - хрупкий материал. К тому моменту, когда статуэтки попали в руки реставраторов, они находились в аварийном состоянии.
Сотрудникам Эрмитажа пришлось провести целый комплекс предварительных исследований. В музее Академии художеств им посчастливилось обнаружить аналогичные гипсовые фигурки (копии, вероятно, отлитые уже после смерти Клодта и нетонированные), они послужили образцами для восполнения утрат. Кроме того, потребовались консультации коллег из лабораторий реставрации станковой живописи, тканей, отдела научно-технологической экспертизы и пять лет непростой работы.
Сейчас «портреты» английских жеребцов представлены на выставке рядом с моделью памятника Николаю I (выполненного по проекту Клодта). Интересно, что этот вариант отличается от того, что установлен на Исаакиевской площади. Император держит каску в руке, лицо его открыто. В той же витрине - посмертная маска самодержца, отлитая из бронзы и доработанная скульптором. Она очень точна - видны морщинки в уголках глаз, родинка на подбородке. Но нет излишних подробностей. Император, даже покойный, выглядит величественно, как мужчина в полном расцвете сил. Очевидно, что Клодт искренне уважал своего венценосного покровителя, что неудивительно. Ведь и тот и другой очень любили лошадей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6655) от 07.04.2020 под заголовком «Лошадиная история».
Комментарии