Только на сайте

«Кощунство, издевательство, оскорбление»: блокадники против скандального фильма

«Санкт-Петербургские ведомости» узнали мнение ветеранов насчет «черной комедии» о блокаде Ленинграда под названием «Праздник», взорвавшей российское медиапространство.

«Кощунство, издевательство, оскорбление»: блокадники против скандального фильма | Фото: planeta.ru / Фильм Алексея Красовского

Фото: planeta.ru / Фильм Алексея Красовского "Праздник"

Блокада Ленинграда — священная тема для коренных жителей Петербурга. Для благодарных горожан важна каждая памятная дата, связанная с этими страшными 900 днями. Участники тех событий — это безусловный авторитет для петербуржцев. Наша газета обращается к ветеранам и спрашивает их мнение насчет важных городских событий.

Эта неделя проходит на фоне оживленных дискуссий вокруг фильма о блокаде Ленинграда «Праздник», снятым режиссером из Нижнего Новгорода Алексеем Красовским.  В настоящее время картина, издевательски названная «черной комедией», находится на стадии монтажа.

Показательно, что при подготовке фильма с режиссером не захотела сотрудничать ни одна крупная российская киностудия. Но господин Красовский не отчаялся и объявил сбор средств на краудфандинговой платформе — сайте в интернете, при помощи которого любой человек может «скинуться» на фильм. Но и там не удалось собрать заветные 1,5 миллиона рублей, получив лишь 127 тысяч.

Почему так мало? Возможно, дело в бесчеловечном надрыве незаживающей раны в истории Петербурга-Ленинграда? Или же в том, что в описание кампании пробрались орфографические ошибки?

Оцените описание проекта вместе с нами. «Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положении", собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растет снежным комом».

Какая история, сюжет, тут авторский взгляд: «Параллели с современными депутатами и чиновниками, наверное, понятны». Простой идеи о том, что сама страница истории несовместима с такого рода сатирой и протестными аллюзиями сегодняшнего дня, видимо, ему не приходит.

В главных ролях снялись Алена Бабенко, сын Олега Табакова Павел, Тимофей Трибунцев, Ян Цапник и другие актеры. Они принялись защищать проект, как и сам постановщик. Судьба Алексея Красовского в кино не менее интересна. Кинодел, замахнувшийся на такую важную для города тему, «по первому образованию врач (до этого успел сменить порядка 15 профессий от мойщика троллейбусов до официанта)». В интервью он не раз признавался, что неприятие идеи его фильма — это «спланированная атака». Голод жителей осажденного города он сравнил с голодовкой одного украинского режиссера, осужденного за попытку теракта.

Мы решили лично обратиться к блокадникам и узнать их мнение об идее фильма:

Людмила Александровна Сучкова, жительница блокадного Ленинграда:

«Мерзавцев всегда хватало. Снимать подобные фильмы — кощунство. Во время блокады деньги, драгоценности — все, что могли — обменивали хоть на какие-то продукты. Собирали грибы и ягоды, иногда совсем не пригодные в пищу. Мяса не было совершенно. У нас в семье был котенок, так его украли и съели соседи, а было это еще в начале блокады. Горько и обидно, что в «Празднике» показывают сытых и довольных ленинградцев. Увы, но настоящий ленинградец — истощенный и измученный. Нет слов. Фильм не видела, но уже возмущена до глубины души».

Галина Кузьминична Курсиш, председатель совета ветеранов войны и труда при администрации Фрунзенского района (всю блокаду провела в детском доме в Ленинграде):

«Как можно назвать фильм о блокаде Ленинграда комедией! В моем понимании – это беда и горе. Я помню, как надо мной все смеялись из-за того, что я клевер называла «кашкой». А это потому что мы из него кашу варили и заправляли рыбьим жиром. Два кусочка давали в день дуранды (остатки семян масличных растений после выжимания из них масла - прим.авт.): до школы и после. И отходов у нас не было, все шло в пищу. Кормить бы этого режиссера так недели две хотя бы, вряд ли стал бы насмехаться над подвигом».

Владислав Григорьевич Григорьев, член региональной  общественной организации «Юные участники обороны Ленинграда»:

«Такой фильм не должен быть показанным на экранах, а режиссёр - Алексей Красовский - наказан за издевательство над памятью  мужественных защитников города-героя. В советское время вёлся контроль, того, что снималось, а сейчас — нет. За такое издевательство даже на стадии идеи надо подумать о наказании, это оскорбительно».

Зера Андреевна Тимофеева, ветеран Великой Отечественной Войны (два года провела в блокадном городе и два года в плену):

«Конечно, я к фильму отношусь отрицательно. Зачем нас так оскорблять? Моя тетушка беличью шапку и шубу продала за 10 кг пшена, мама в 1942 году умерла от голода, а ей был 31 год. Это была самая страшная зима, 500 000 ленинградцев погибло. Когда нас эвакуировали, каждому давали маленький сухарик, но у многих даже не было сил до рта его донести. Неуместный фильм, тем более к 75-летию снятия блокады. Какой праздник в Новый год, не могли мы праздновать. Помню, мама поставила веник из сухих веток вместо елки, мы его и наряжали. Еды уже не было. Этим фильмом режиссер ставит под сомнение подвиг Ленинграда. Уже почти не осталось тех, кто может рассказать всю правду о том времени, а Красовский хочет выпустить кино с совершенно другим представлением о блокаде. Вот покажут этот фильм в кинотеатрах или в интернете посмотрят, и молодежь скажет: «Знаем мы теперь о вашем «подвиге», знаем, как вы жили: не голодали, а праздновали». Наше предложение – пусть он соберет блокадников и покажет этот фильм, а потом встанет и выслушает наше мнение».

Как мы видим, память о блокаде в Петербурге жива и с ней стоит считаться. Против неоднозначной идеи «Праздника» уже высказывались депутаты Госдумы, историки и общественные организации.

Многим из нас знакомо выражение: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Как нам кажется, это вполне допустимо и к свободе «авторских» высказываний в творчестве, которые могут оскорбить другого человека. И тут уже не до шуток и сатиры, какой бы либеральной она не была.

Мнение специалистов о скандальной картине, ставшее темой отдельного материала, читайте по ссылке

Ранее мы писали о том, что в Петербурге продолжается дискуссия вокруг неоднозначного нового музея блокады Ленинграда, создание которого, похоже, форсируют в Смольном. В письме, направленном в редакцию нашей газеты, ленинградцы-блокадники высказались против проекта.

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#блокада #ветераны #кино #общество

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.