«Кощунство, издевательство, оскорбление»: блокадники против скандального фильма
«Санкт-Петербургские ведомости» узнали мнение ветеранов насчет «черной комедии» о блокаде Ленинграда под названием «Праздник», взорвавшей российское медиапространство.
Фото: planeta.ru / Фильм Алексея Красовского "Праздник"
Блокада Ленинграда — священная тема для коренных жителей Петербурга. Для благодарных горожан важна каждая памятная дата, связанная с этими страшными 900 днями. Участники тех событий — это безусловный авторитет для петербуржцев. Наша газета обращается к ветеранам и спрашивает их мнение насчет важных городских событий.
Неделя проходит на фоне оживленных дискуссий вокруг фильма о блокаде Ленинграда «Праздник», снятым режиссером из Нижнего Новгорода Алексеем Красовским. В настоящее время картина, издевательски названная «черной комедией», находится на стадии монтажа.
Показательно, что при подготовке фильма с режиссером не захотела сотрудничать ни одна крупная российская киностудия. Но господин Красовский не отчаялся и объявил сбор средств на краудфандинговой платформе — сайте в интернете, при помощи которого любой человек может «скинуться» на фильм. Но и там не удалось собрать заветные 1,5 миллиона рублей, получив лишь 127 тысяч.
Почему так мало? Возможно, дело в бесчеловечном надрыве незаживающей раны в истории Петербурга-Ленинграда? Или же в том, что в описание кампании пробрались орфографические ошибки?
Оцените описание проекта вместе с нами. «Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положении", собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растет снежным комом».
Какая история, сюжет, тут авторский взгляд: «Параллели с современными депутатами и чиновниками, наверное, понятны». Простой идеи о том, что сама страница истории несовместима с такого рода сатирой и протестными аллюзиями сегодняшнего дня, видимо, ему не приходит.
В главных ролях снялись Алена Бабенко, сын Олега Табакова Павел, Тимофей Трибунцев, Ян Цапник и другие актеры. Они принялись защищать проект, как и сам постановщик. Судьба Алексея Красовского в кино не менее интересна. Кинодел, замахнувшийся на такую важную для города тему, «по первому образованию врач (до этого успел сменить порядка 15 профессий от мойщика троллейбусов до официанта)». В интервью он не раз признавался, что неприятие идеи его фильма — это «спланированная атака». Голод жителей осажденного города он сравнил с голодовкой одного украинского режиссера, осужденного за попытку теракта.
Мы решили лично обратиться к блокадникам и узнать их мнение об идее фильма:
Людмила Александровна Сучкова, жительница блокадного Ленинграда:
«Мерзавцев всегда хватало. Снимать подобные фильмы — кощунство. Во время блокады деньги, драгоценности — все, что могли — обменивали хоть на какие-то продукты. Собирали грибы и ягоды, иногда совсем не пригодные в пищу. Мяса не было совершенно. У нас в семье был котенок, так его украли и съели соседи, а было это еще в начале блокады. Горько и обидно, что в «Празднике» показывают сытых и довольных ленинградцев. Увы, но настоящий ленинградец — истощенный и измученный. Нет слов. Фильм не видела, но уже возмущена до глубины души».
Галина Кузьминична Курсиш, председатель совета ветеранов войны и труда при администрации Фрунзенского района (всю блокаду провела в детском доме в Ленинграде):
«Как можно назвать фильм о блокаде Ленинграда комедией! В моем понимании – это беда и горе. Я помню, как надо мной все смеялись из-за того, что я клевер называла «кашкой». А это потому что мы из него кашу варили и заправляли рыбьим жиром. Два кусочка давали в день дуранды (остатки семян масличных растений после выжимания из них масла - прим.авт.): до школы и после. И отходов у нас не было, все шло в пищу. Кормить бы этого режиссера так недели две хотя бы, вряд ли стал бы насмехаться над подвигом».
Владислав Григорьевич Григорьев, член региональной общественной организации «Юные участники обороны Ленинграда»:
«Такой фильм не должен быть показанным на экранах, а режиссёр - Алексей Красовский - наказан за издевательство над памятью мужественных защитников города-героя. В советское время вёлся контроль, того, что снималось, а сейчас — нет. За такое издевательство даже на стадии идеи надо подумать о наказании, это оскорбительно».
Зера Андреевна Тимофеева, ветеран Великой Отечественной Войны (два года провела в блокадном городе и два года в плену):
«Конечно, я к фильму отношусь отрицательно. Зачем нас так оскорблять? Моя тетушка беличью шапку и шубу продала за 10 кг пшена, мама в 1942 году умерла от голода, а ей был 31 год. Это была самая страшная зима, 500 000 ленинградцев погибло. Когда нас эвакуировали, каждому давали маленький сухарик, но у многих даже не было сил до рта его донести. Неуместный фильм, тем более к 75-летию снятия блокады. Какой праздник в Новый год, не могли мы праздновать. Помню, мама поставила веник из сухих веток вместо елки, мы его и наряжали. Еды уже не было. Этим фильмом режиссер ставит под сомнение подвиг Ленинграда. Уже почти не осталось тех, кто может рассказать всю правду о том времени, а Красовский хочет выпустить кино с совершенно другим представлением о блокаде. Вот покажут этот фильм в кинотеатрах или в интернете посмотрят, и молодежь скажет: «Знаем мы теперь о вашем «подвиге», знаем, как вы жили: не голодали, а праздновали». Наше предложение – пусть он соберет блокадников и покажет этот фильм, а потом встанет и выслушает наше мнение».
Как мы видим, память о блокаде в Петербурге жива и с ней стоит считаться. Против неоднозначной идеи «Праздника» уже высказывались депутаты Госдумы, историки и общественные организации.
Многим из нас знакомо выражение: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Как нам кажется, это вполне допустимо и к свободе «авторских» высказываний в творчестве, которые могут оскорбить другого человека. И тут уже не до шуток и сатиры, какой бы либеральной она не была.
Мнение специалистов о скандальной картине, ставшее темой отдельного материала, читайте по ссылке.
Ранее мы писали о том, что в Петербурге продолжается дискуссия вокруг неоднозначного нового музея блокады Ленинграда, создание которого, похоже, форсируют в Смольном. В письме, направленном в редакцию нашей газеты, ленинградцы-блокадники высказались против проекта.
Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова.
И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!
Комментарии