Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения

На сцене БКЗ «Октябрьский» состоялись премьерные показы волшебного балета «Сказка о рыбаке и рыбке».

Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения | Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Балет по мотивам всем хорошо известной истории воссоздан заново спустя 35 лет забвения с момента первой постановки и посвящен празднованию 220-летней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина.

Автором хореографии выступила Ирина Сафонова, режиссер-постановщик спектакля - солист ансамбля Игоря Моисеева заслуженный артист России Николай Андросов.

Ирина Сафонова - прямая наследница многовековых традиций петербургской классической балетной школы, одна из последних учениц А. Я. Вагановой и артистка Кировского театра эпохи Юрия Григоровича. Она уже многие годы занимается художественным руководством Театра детского балета и постановкой спектаклей в собственной оригинальной хореографии, в их числе «Сказка о рыбаке и рыбке».

Партитура к балету написана учеником Дмитрия Шостаковича баянистом, композитором и дирижером Владимиром Бояшовым. И задумана не для симфонического оркестра, как это, по обыкновению, принято в музыкальном театре, а для оркестра народных инструментов. Убедиться в масштабности задумки зрители смогли в самом начале спектакля во время увертюры, когда Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева, «вырастая» из оркестровой ямы, показал разнообразие народных инструментов и настроил зрителей на предстоящую сказку.

На сцене чередовались семь контрастных картин, воплощающих два мира: то фольклорно-лубочный - старика со старухой, то сказочно-фантастический - обитателей подводного царства. Миры отличались не только колоритом и антуражем, но главное - хореографическим решением. Если первый мир был представлен в народно-характерной пластике, моментами отсылающей к гротеску, знакомому зрителям балетов Якобсона, то второй мир - чистым классическим танцем на пуантах в строгих композиционных рисунках.

Удачей постановщика стали запоминающиеся пластические лейтмотивы главных героев сказки: Золотая рыбка (Олеся Гапиенко) была легка, Старик (Игорь Колб) отличался живой, выразительной пантомимной игрой, и Евгения Штанева в партии Старухи энергично и точно передавала жадность и сумасбродство героини.

Единственной недосказанностью стала партия Владыки океана, морского царя из первого акта балета, предназначенная специально для Ивана Васильева. За день до премьеры танцовщик получил травму, и зрители остались без любимого артиста. Поэтому очаровательные жемчужинки из Михайловского и Большого театров (Сабина Яппарова и Виктория Литвинова) исполняли лишь фрагмент из задуманного pas de trois «Океан и жемчужины». Постановщиком хореографии был сам Иван Васильев. Сочиненный задолго до премьеры балета номер с успехом был показан в спектакле «Бал сказок» в Государственном Кремлевском дворце.

Сценарий балета практически точно соотносился с литературным первоисточником, за исключением некоторых сюжетных дополнений, которые не только не нарушили ход хореографического повествования, но даже усилили акценты и добавили красочности. Среди таких добавлений выделялся концертный дивертисмент разных народов, приглашенных на пир к Старухе во втором акте. К тому моменту она стала вольной царицей. В дивертисменте принимали участие звезды отечественного балета.

Европейских гостей исполняли Марат Шемиунов с Ириной Перрен. Они разыгрывали танцевальную сценку мастера и заводной куклы, отсылая зрителей то к «Щелкунчику», то к балету «Коппелия».

Затем в окружении четырех храмовых танцовщиц появлялся индийский гость в исполнении Фаруха Рузиматова. Оркестр на время затихал. Под аккомпанемент индийских музыкантов, располагавшихся в углу сцены с аутентичными инструментами (ситар, канджира, бансури и других), заморский гость своей звериной, томной, экзотичной пластикой увлекал капризную царицу. Она хоть и осталась непреклонна, но зритель был однозначно покорен.

Смена хореографических картин сопровождалась сменой анимированных мультимедийных декораций, и зритель перемещался от избушки у берега моря в царские покои, качался на волнах, погружался в морские глубины.

Для балета было специально создано более 180 костюмов, расшитых вручную блестящими камнями и разноцветными пайетками.

Финал балета венчался пушкинской моралью. Продолжая жить и радоваться тому, что у них уже есть, герои сказки закружились в общем заключительном танце.

Читайте также о вечерах американской хореографии.

#балет #БКЗ «Октябрьский» #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Когда танцуют рыбаки и рыбки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...