Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения

На сцене БКЗ «Октябрьский» состоялись премьерные показы волшебного балета «Сказка о рыбаке и рыбке».

Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения | Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Балет по мотивам всем хорошо известной истории воссоздан заново спустя 35 лет забвения с момента первой постановки и посвящен празднованию 220-летней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина.

Автором хореографии выступила Ирина Сафонова, режиссер-постановщик спектакля - солист ансамбля Игоря Моисеева заслуженный артист России Николай Андросов.

Ирина Сафонова - прямая наследница многовековых традиций петербургской классической балетной школы, одна из последних учениц А. Я. Вагановой и артистка Кировского театра эпохи Юрия Григоровича. Она уже многие годы занимается художественным руководством Театра детского балета и постановкой спектаклей в собственной оригинальной хореографии, в их числе «Сказка о рыбаке и рыбке».

Партитура к балету написана учеником Дмитрия Шостаковича баянистом, композитором и дирижером Владимиром Бояшовым. И задумана не для симфонического оркестра, как это, по обыкновению, принято в музыкальном театре, а для оркестра народных инструментов. Убедиться в масштабности задумки зрители смогли в самом начале спектакля во время увертюры, когда Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева, «вырастая» из оркестровой ямы, показал разнообразие народных инструментов и настроил зрителей на предстоящую сказку.

На сцене чередовались семь контрастных картин, воплощающих два мира: то фольклорно-лубочный - старика со старухой, то сказочно-фантастический - обитателей подводного царства. Миры отличались не только колоритом и антуражем, но главное - хореографическим решением. Если первый мир был представлен в народно-характерной пластике, моментами отсылающей к гротеску, знакомому зрителям балетов Якобсона, то второй мир - чистым классическим танцем на пуантах в строгих композиционных рисунках.

Удачей постановщика стали запоминающиеся пластические лейтмотивы главных героев сказки: Золотая рыбка (Олеся Гапиенко) была легка, Старик (Игорь Колб) отличался живой, выразительной пантомимной игрой, и Евгения Штанева в партии Старухи энергично и точно передавала жадность и сумасбродство героини.

Единственной недосказанностью стала партия Владыки океана, морского царя из первого акта балета, предназначенная специально для Ивана Васильева. За день до премьеры танцовщик получил травму, и зрители остались без любимого артиста. Поэтому очаровательные жемчужинки из Михайловского и Большого театров (Сабина Яппарова и Виктория Литвинова) исполняли лишь фрагмент из задуманного pas de trois «Океан и жемчужины». Постановщиком хореографии был сам Иван Васильев. Сочиненный задолго до премьеры балета номер с успехом был показан в спектакле «Бал сказок» в Государственном Кремлевском дворце.

Сценарий балета практически точно соотносился с литературным первоисточником, за исключением некоторых сюжетных дополнений, которые не только не нарушили ход хореографического повествования, но даже усилили акценты и добавили красочности. Среди таких добавлений выделялся концертный дивертисмент разных народов, приглашенных на пир к Старухе во втором акте. К тому моменту она стала вольной царицей. В дивертисменте принимали участие звезды отечественного балета.

Европейских гостей исполняли Марат Шемиунов с Ириной Перрен. Они разыгрывали танцевальную сценку мастера и заводной куклы, отсылая зрителей то к «Щелкунчику», то к балету «Коппелия».

Затем в окружении четырех храмовых танцовщиц появлялся индийский гость в исполнении Фаруха Рузиматова. Оркестр на время затихал. Под аккомпанемент индийских музыкантов, располагавшихся в углу сцены с аутентичными инструментами (ситар, канджира, бансури и других), заморский гость своей звериной, томной, экзотичной пластикой увлекал капризную царицу. Она хоть и осталась непреклонна, но зритель был однозначно покорен.

Смена хореографических картин сопровождалась сменой анимированных мультимедийных декораций, и зритель перемещался от избушки у берега моря в царские покои, качался на волнах, погружался в морские глубины.

Для балета было специально создано более 180 костюмов, расшитых вручную блестящими камнями и разноцветными пайетками.

Финал балета венчался пушкинской моралью. Продолжая жить и радоваться тому, что у них уже есть, герои сказки закружились в общем заключительном танце.

Читайте также о вечерах американской хореографии.

#балет #БКЗ «Октябрьский» #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Когда танцуют рыбаки и рыбки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?