Художница создала необычный конструктор Петербурга
Непарадный Петербург нынче в моде. Экскурсии по дворам-колодцам, старым подъездам, походы по крышам… Художница Наталья Наниева выбрала свою нишу: уже несколько лет она создает мини-диорамы, изображающие уголки центральной части города, до которых явно не дошли руки реставраторов. О своем авторском проекте она рассказала в библиотеке имени Маяковского на встрече клуба «Новое краеведение».
Макет довольно небольшой по размеру — около 30 см в длину и 7 см в глубину. Материалом служит древесно-волокнистая плита высокой плотности — нечто среднее между картоном и фанерой. / ФОТО автора
Речь о своего рода конструкторе, который Наталья назвала «Тот самый Петербург». Он представляет собой небольшую платформу с прорезями, позволяющими закрепить на ней самые разные объекты — фасады домов, деревья, транспорт и даже фигуры людей… По словам Натальи, отправной точкой для нее стали германские игрушечные города конца XIX века, сделанные из картона. Возникла мысль: а почему бы не попробовать пойти в этом направлении?
В создании подобных сборно-разборных диорам принимает участие и муж Натальи, так что это уже своего рода семейное дело. Причем одновременно и любимое увлечение, и способ творческого самовыражения, и возможность для небольшого заработка.
Первый уголок города, который запечатлела художница, — это вид в Коломне. Потом добавились Лиговский проспект и Васильевский остров. В «кадр» неизменно попадают ветшающие фасады домов, затянутые зеленой строительной сеткой, трансформаторные будки, расписанные граффити, глухие брандмауэры. Нередко композицию дополняют фигурки сотрудников жилищно-коммунальных служб, которые что‑то мастерят, убирают, закрашивают… Одним словом, каждый макет — как рассказанная история. Причем многие детали подмечены очень точно, например, тополя, обрезанные до состояния гигантских куриных лап.
Правда, если приглядеться внимательно, то можно заметить, что на диорамах запечатлен Петербург все‑таки не современный, а примерно двадцатилетней давности. Нет уже теперь таких трамваев, что ходили тогда, исчезли с улиц невзрачные ларьки — примета «дикого капитализма», почти уже нет старых советских автомобилей.
Как объясняет Наталья, в ее образах города много личного. «Запорожец» синего цвета — это первая машина ее дедушки, желтые «Жигули» — автомобиль отца. Художница говорит, что, наверное, это и ее ностальгия по Петербургу юности. Она родом из Краснодара, выросла в Волгограде, в город на Неве приехала в первый раз в 1999‑м, а окончательно обосновалась спустя два года, когда поступила в Академию художеств.
— Кому интересны такие диорамы? Чаще всего тем, кто когда‑то учился в Питере, жил здесь, а потом куда‑то переехал, — говорит Наталья. — Однажды мне сказали: «Я уже два года живу и работаю в Москве, и ваши макеты напоминают мне родной Питер». А в другой раз ко мне обратился человек, уехавший в Италию. Он сказал: «Наконец‑то на вопрос, зачем я переехал из Петербурга, не надо будет отвечать — я просто покажу этот макет и спрошу: мол, теперь вам все понятно?».
Не знаю, как у других, а у меня, честно говоря, заброшенный и обшарпанный вид непарадного Петербурга, представленный Натальей Наниевой, особенных симпатий не вызвал. Уж больно он унылый, не хватает еще свинцового серого неба над головой. Так и хочется, чтобы строители и реставраторы привели все фасады в порядок. У художницы на этот счет другое мнение.
— Мне кажется, наоборот, этот облик города очень романтичный. Я вижу в нем глубину, исторические наслоения. Конечно, мне совершенно не нравилось, когда стены моего парадного были покрыты плесенью, а с потолка отваливалась штукатурка. И замечательно, что его отремонтировали. Но что касается фасадов, то, на мой взгляд, когда они идеально вылизаны, с художественной точки зрения многое теряют.
По словам художницы, ее увлекают исторические ретроспективы, она планирует заняться мини-диорамами дореволюционного Петербурга, сделав акцент на рекламные вывески того времени, городской транспорт, в том числе первые трамваи и автобусы, характерные уличные типажи. А еще Наталья задумала создать макеты уголков старой Москвы. По ее словам, часто бывая в столице, она замечает, что там городская среда меняется еще быстрее.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7149) от 13.04.2022 под заголовком «Тот самый непарадный».
Комментарии