В Большом зале Петербургского союза художников работает выставка книжной иллюстрации

В Большом зале Петербургского союза художников работает выставка книжной иллюстрации | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

У истоков издательства «Речь», к 25‑летию которого приурочена выставка, стояли выпускники Петербургского университета — психологи. Соответственно, и первые книги были о психологии. В том числе о воспитании детей. Оказалось, что тема эта весьма актуальна, и издатели пошли дальше — выпустили несколько сборников сказок, составленных психологами для детей. А потом задумались о переиздании классической детской литературы, воплотили свою задумку в жизнь и снова добились успеха. В том числе потому, что сделали ставку на качество не только текста, но и полиграфии, иллюстраций.

На открытии выставки представители издательства и художники много говорили о том, что, даже переиздавая старые книги, «Речь» берет за основу оригинальные работы иллюстраторов. Несмотря на то, что иногда их приходится долго искать, заново сканировать. «Деятельность этого издательства — прежде всего глубокая исследовательская работа», — уверена Нина Кибрик, внучка и наследница художницы Лидии Тимошенко. В Большом зале сейчас представлены те самые оригиналы — произведения мастеров-классиков (Татьяны Мавриной, Лидии Тимошенко, Алексея Пахомова) и современных иллюстраторов (Игоря Олейникова, Алексея Рейпольского, Михаила Бычкова, Елены Базановой и других).

Всего для выставки отобрали около тысячи листов, исполненных в самых разных техниках — акварель, карандаш, темпера, гуашь, тушь, аппликация… Это иллюстрации к сказкам, народным и авторским, азбукам, сочинениям Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Булгакова, Уайльда, Сервантеса, Шекспира — всех не перечислишь.

«Для художников такие выставки — источник вдохновения», — говорит Ольга Фадеева, чьи работы здесь тоже есть. У тех, кто видит эти талантливые работы, знакомые с детства и прежде неизвестные, естественным образом возникает желание перечитать старые сказки, любимые повести и романы, ознакомиться с новыми историями. Проб­лема в одном — выставка очень велика. Объять необъятное за один раз невозможно. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

В Союзе художников впервые выставлено такое большое коли­чество оригинальных произведений Татьяны Мавриной — иллюстрации к сказкам Пушкина и народным сказкам. Они привлекают внимание сразу и завораживают надолго — звучным, полнокровным цветом, волшебной простотой и изысканной наивностью, концентрированной радостью жизни.

Еще одна линия — две сюиты иллюстраций Лидии Тимошенко к «Евгению Онегину». Два абсолютно разных прочтения одного произведения от одного мастера. Первая серия выполнена в технике гризайль. Это очень тонкие, изящные композиции, проработанные до мельчайших деталей. Вторая — литографская — подчеркнуто лаконична. Каждый из листов решен в двух цветах. Черный помогает выстроить конструкцию, основу. Дополнительный — создает настроение.

Нина Кибрик рассказывает, что первое издание «Евгения Онегина» с литографиями Тимошенко, которое вышло в 1966 году, разочаровало художницу. В него включили далеко не все иллюстрации, да и цвет был искажен. «66 лет эта книга ждала переиздания. Когда издательство «Речь» в прошлом году взялось за нее, это стало большой радостью для нашей семьи, — говорит Нина Александровна. — Однако работа оказалось очень непростой. Нужно было не просто бережно воспроизвести издание 1966 года, но и дополнить его прекрасными работами, не вошедшими в ту книгу, а главное — разобраться с цветом. Нужно было реконструировать мечту бабушки». И, глядя на оригинальные композиции Тимошенко, видишь, что нюансы цвета здесь предельно важны. Именно они задают эмоциональный камертон каждого листа.

Еще один важный сюжет — раздел, посвященный Владимиру Зарубину, художнику, из‑под кисти которого вышли замечательные мультфильмы: «По следам Бременских музыкантов», «Ну, погоди!», «Маугли», «Тайна Третьей планеты» и другие. В нынешнем году исполнится сто лет со дня рождения Зарубина. По этому случаю создатели выставки решили ознакомить петербуржцев еще с одной гранью его таланта. Оказывается, именно он был автором самых известных открыток советского времени — новогодних и не только. Придуманные и нарисованные им белки и зайцы, Деды Морозы и Снегурочки, веселый космонавт и другие персонажи запомнились всем, кто вырос в Стране Советов. Всем, кто в каж­дой из этих картинок видел целую историю с приключениями. Сегодня эти открытки регулярно переиздаются, и потому свое место на выставке они заняли по праву.

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

Электронный фонд Президентской библиотеки пополнили цифровые копии рисунков художника-фронтовика Василия Бунтова

В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка «Твоим героям, Ленинград!»


#выставка #художники #союз художников

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7841) от 05.02.2025 под заголовком «Глазами художников».


Комментарии