В Зимнем дворце открылась выставка «Скульптура Флоренции в XV веке»

В Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «Скульптура Флоренции в XV веке». Эрмитаж представляет 25 произведений из терракоты, гипса и майолики. Большинство этих памятников до сих пор публика не видела.

В Зимнем дворце открылась выставка «Скульптура Флоренции в XV веке» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Несмотря на то что наша коллекция этого времени не самая выигрышная, она дает представление о развитии скульптуры во Флоренции в XV веке от самого начала Возрождения до конца столетия: от Лоренцо Гиберти до Бенедетто да Майано, Андреа Верроккьо и семейства делла Роббиа, — говорит куратор выставки заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Сергей Андросов. — Правда, как правило, это не авторские вещи великих художников и скульпторов, а работы их мастерской. Но все равно они отражают творчество замечательных мастеров и интересны как предметы, которые жили в интерьерах флорентийских семей, помещались в домах и частных молельнях людей среднего достатка.

Первая часть экспозиции посвящена рельефам и их эволюции. В основном это изображения Мадонны с младенцем — нежные, камерные, почти интимные… Их изготавливали из терракоты или гипса, расписывали и обрамляли. К слову, старинные рамы с резьбой и позолотой сами по себе хороши необыкновенно. Они очень точно дополняют композиции — замыкают их, отделяя от внешнего пространства и одновременно выстраивая портал, проход в пространство внутреннее, художественное.

Такие произведения часто восходят к известным образцам, творениям великих скульпторов. Например, в постоянной экспозиции Эрмитажа представлен мраморный рельеф работы Антонио Росселлино, а на выставке — одно из его повторений в гипсе (существует целый ряд вариаций на его же тему, хранящихся в разных собраниях по всему миру).

Впрочем, самые ранние из экспонатов — так называемые рельефы без фона. Это объемные изображения, не рассчитанные на круговой обход, но и не ограниченные плоскостью, рамой. В большом прохладном дворцовом зале, где разместилась выставка, они кажутся особенно хрупкими, нездешними.

Как рассказывает Сергей Андросов, на развитие этого вида искусства во Флоренции оказали сильное влияние работы Донателло, и потому со временем наиболее популярным стал живописный рельеф, в котором видна перспектива. Позже флорентийцы вновь возвратились к горельефу и бюстам, а живописный рельеф постепенно сошел на нет.

Отдельная история и отдельная группа экспонатов — вещи мастерской делла Роббиа. Работ ее основателя Луки делла Роббиа в Эрмитаже нет. Но составить представление о технике майолики, в которой он работал и в которой скульптура эффектно сочетается с живописью, вполне можно по творениям его учеников и последователей.

Последний раздел выставки составляют бюсты, связанные с мастерской Андреа Верроккьо, живописца и самого крупного скульптора третьей четверти XV века во Флоренции. Все они восходят к его оригиналам или связаны с его кругом.

Среди них выделяется изображение «Юноши-святого» — одухотворенное, изысканное, поражающее не только внешним совершенством, но и ощущением внутренней тишины, гармонии. Александр Бенуа в начале ХХ столетия писал: «Сходство профиля этого бюста с некоторыми рисунками Винчи, вероятно, послужило поводом видеть в этом, несомненно, очаровательном произведении работу Леонардо… Невозможно, однако же, согласиться с этим преданием, не подтвержденным никакими документальными сведениями». И хотя таких сведений до сих пор не найдено, современные исследователи все же предполагают, что «предание» могло иметь под собой основу. Не исключено, что в создании «очаровательного» бюста действительно принимал участие Леонардо да Винчи (известно, что он учился у Верроккьо). Тем более что на задней стороне «Юноши-святого» видны следы работы мастера-левши (а Леонардо был левшой).

Михаил Пиотровский во вступлении к каталогу выставки назвал это открытие «тихой сенсацией». Впрочем, не единственной в экспозиции. К их числу директор Эрмитажа причисляет и приобретение музеем коллекции итальянского искусства, собранной петербуржцами Ларисой и Олегом Шишковыми (шесть рельефов из нее можно увидеть в Пикетном зале). А также новые методики, разработанные реставраторами в процессе подготовки экспонатов.

К сожалению, в Петербург не удалось привезти две скульптуры из приходской церкви итальянского городка Сан-Дженнаро, которые должны были войти в состав выставки по замыслу кураторов. Одна из них — статуя архангела Гавриила также связана с мастерской Верроккьо.

Мы до последнего момента надеялись, что все получится, — говорит Андросов, — но ангел не прилетел.

Однако фильм, посвященный его реставрации, демонстрируют на выставке.


#выставка #музей #Зимний дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7149) от 13.04.2022 под заголовком «В поисках руки Леонардо».


Комментарии