Камни Сального буяна. В особняке Румянцева показали изображения старого Петербурга

В особняке Румянцева состоялось представление альбома «Старый Петербург. Столица и окрестности. Живопись и рисунок второй половины XIX - начала ХХ века из собрания ГМИ СПб». В нем воспроизведены и прокомментированы 171 произведение 70 художников. Издание выпущено к одноименной выставке, которая работает в залах музея.

Камни Сального буяна. В особняке Румянцева показали изображения старого Петербурга  | Алексей Боголюбов. Панорама Петербурга от Лахты (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Алексей Боголюбов. Панорама Петербурга от Лахты (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Оживленная дискуссия началась с обсуждения обложки, что только подтверждает важность издания. На нее авторы альбома Галина Васильева и Константин Житорчук поместили картину Александра Беггрова «Вид Невского проспекта у Аничкова моста» (1886). На картине хорошо виден дом купца Лопатина, расположенный напротив дворца Белосельских-Белозерских. Эклектичное здание было разрушено во время блокады, на его месте в 1947 - 1950 годах построили административный корпус по проекту Бориса Журавлева и Игоря Фомина в духе сталинского ампира. В 2013 году здание было снесено и воссоздано заново. Историк Сергей Кузнецов считает, что уж если что и было воссоздавать, то дом Лопатина. Историк архитектуры Борис Кириков выступил в защиту советской постройки. Сошлись на том, что здание Журавлева - Фомина надо было воссоздавать в оригинальном виде без нынешних больших окон на первом этаже.

Разогрев публику, дискутанты уступили микрофон авторам альбома, которые рассказали о некоторых интересных произведениях. Альбом выстроен по топографическому принципу: центр Петербурга, окраины, пригороды. Филиппу Клименко принадлежат панорамы Стрелки Васильевского острова, сделанные в 1917 году. Это любопытный исторический документ, он зафиксировал предреволюционный Петроград.

Редкая акварель Луиджи Премацци показывает «Вид Невы у Академии художеств». Только что построен Благовещенский мост - первая постоянная переправа через Неву, еще нет Румянцевского сада, поэтому с противоположного берега хорошо виден Румянцевский обелиск.

Малоизвестный акварелист Карл Юнгштедт изобразил «Интерьер Арсенала в Аничковом дворце». На акварели Карла Гефтлера показан Сальный буян. Он был разобран в начале ХХ века для строительства Адмиралтейских верфей. Позже гранитный фундамент использовался для создания мемориала жертвам революции на Марсовом поле. На другой акварели Гефтлера изображен «Вид Екатерининского канала у Львиного мостика». С тех пор пейзаж сильно изменился - исчезли надстройка над Большим залом Консерватории и башня съезжего дома 2-й Адмиралтейской части.

Густав Бролинг зафиксировал строительство Троицкого моста на раннем этапе, когда по временному наплавному мосту подвозили строительные материалы. Художник-любитель М. Ильина изобразила неоклассицистическую «Анфиладу комнат особняка Льва Ильина на Аптекарском острове». Архитектор Лев Ильин был организатором Музея города, предшественника ГМИ СПб.

Любопытна история создания Георгием Косяковым акварели «Вяземская лавра» на Забалканском проспекте». В 1917 году, когда была сделана акварель, это печально знаменитое злачное место уже не существовало. Работа выполнена, вероятно, с фотографии по заказу Музея Старого Петербурга.

#выставка #живопись #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6607) от 21.01.2020 под заголовком «Камни Сального буяна».


Комментарии