_blank

Камни Сального буяна. В особняке Румянцева показали изображения старого Петербурга

В особняке Румянцева состоялось представление альбома «Старый Петербург. Столица и окрестности. Живопись и рисунок второй половины XIX - начала ХХ века из собрания ГМИ СПб». В нем воспроизведены и прокомментированы 171 произведение 70 художников. Издание выпущено к одноименной выставке, которая работает в залах музея.

Камни Сального буяна. В особняке Румянцева показали изображения старого Петербурга  | Алексей Боголюбов. Панорама Петербурга от Лахты (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Алексей Боголюбов. Панорама Петербурга от Лахты (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Оживленная дискуссия началась с обсуждения обложки, что только подтверждает важность издания. На нее авторы альбома Галина Васильева и Константин Житорчук поместили картину Александра Беггрова «Вид Невского проспекта у Аничкова моста» (1886). На картине хорошо виден дом купца Лопатина, расположенный напротив дворца Белосельских-Белозерских. Эклектичное здание было разрушено во время блокады, на его месте в 1947 - 1950 годах построили административный корпус по проекту Бориса Журавлева и Игоря Фомина в духе сталинского ампира. В 2013 году здание было снесено и воссоздано заново. Историк Сергей Кузнецов считает, что уж если что и было воссоздавать, то дом Лопатина. Историк архитектуры Борис Кириков выступил в защиту советской постройки. Сошлись на том, что здание Журавлева - Фомина надо было воссоздавать в оригинальном виде без нынешних больших окон на первом этаже.

Разогрев публику, дискутанты уступили микрофон авторам альбома, которые рассказали о некоторых интересных произведениях. Альбом выстроен по топографическому принципу: центр Петербурга, окраины, пригороды. Филиппу Клименко принадлежат панорамы Стрелки Васильевского острова, сделанные в 1917 году. Это любопытный исторический документ, он зафиксировал предреволюционный Петроград.

Редкая акварель Луиджи Премацци показывает «Вид Невы у Академии художеств». Только что построен Благовещенский мост - первая постоянная переправа через Неву, еще нет Румянцевского сада, поэтому с противоположного берега хорошо виден Румянцевский обелиск.

Малоизвестный акварелист Карл Юнгштедт изобразил «Интерьер Арсенала в Аничковом дворце». На акварели Карла Гефтлера показан Сальный буян. Он был разобран в начале ХХ века для строительства Адмиралтейских верфей. Позже гранитный фундамент использовался для создания мемориала жертвам революции на Марсовом поле. На другой акварели Гефтлера изображен «Вид Екатерининского канала у Львиного мостика». С тех пор пейзаж сильно изменился - исчезли надстройка над Большим залом Консерватории и башня съезжего дома 2-й Адмиралтейской части.

Густав Бролинг зафиксировал строительство Троицкого моста на раннем этапе, когда по временному наплавному мосту подвозили строительные материалы. Художник-любитель М. Ильина изобразила неоклассицистическую «Анфиладу комнат особняка Льва Ильина на Аптекарском острове». Архитектор Лев Ильин был организатором Музея города, предшественника ГМИ СПб.

Любопытна история создания Георгием Косяковым акварели «Вяземская лавра» на Забалканском проспекте». В 1917 году, когда была сделана акварель, это печально знаменитое злачное место уже не существовало. Работа выполнена, вероятно, с фотографии по заказу Музея Старого Петербурга.

#выставка #живопись #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6607) от 21.01.2020 под заголовком «Камни Сального буяна».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?