Глицерин и «Крамбамбули». О чем рассказывает выставка «Господин петербургский студент»?

Из самых нехитрых подручных средств, если постараться, в домашних условиях можно изготовить «ксерокс» столетней давности. Тогда он назывался гектографом. Рецепт прост: смешать в маленькой ванночке желатин (или столярный клей) с глицерином, поставить на несколько часов на холод, чтобы вещество «скрепилось». И все - мини-типография готова. Теперь надо приложить к заготовке текст, получить оттиск... «Ксерокса» хватит на несколько десятков копий.

Глицерин и «Крамбамбули». О чем рассказывает выставка «Господин петербургский студент»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Обо всех этих подробностях можно узнать на выставке «Господин петербургский студент», открывшейся в музее «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке, 9. Там гектограф, изготовленный сотрудниками, стал интерактивным экспонатом: посетители охотно пробуют свои силы в напечатании всяких мелочей.

Кстати, подобным устройством пользовались не только подпольщики-революционеры, но и студенты, которые с его помощью множили шпаргалки, записки, объявления, даже конспекты лекций.

Почему в названии применительно к студенту фигурирует слово «господин»? Потому что в дореволюционной России студентом мог стать далеко не каждый. Учеба в вузе была фактически привилегией. Диплом об окончании государственного вуза давал право на 10 - 13-й чины «Табели о рангах», что приравнивалось к коллежскому или губернскому секретарю.

Посетителей встречает галерея кукол Галины Ишимикли - фигурки студентов, по форме каждого из которых можно было безошибочно определить, в каком вузе он учится. Точнее - по цвету канта, по пуговицам на тужурке, по фуражке... Синий кант и темно-зеленая фуражка с синим околышем - воспитанник Университета. Вензель императора Александра III на наплечниках - значит молодой человек из Электротехнического института... А вот щеголь из Института гражданских инженеров - с малиновым кантом на сюртуке, с тросточкой и с чертежами в руках.

- Изготовление формы учащиеся вузов оплачивали сами. Те, кто победнее, покупали поношенную, - поясняет куратор выставки Елена Техова. - Повседневной одеждой не очень обеспеченного студента была тужурка. Под ней часто носили косоворотки, нередко красного цвета, что могло уже говорить о революционных симпатиях... Те, кто располагал средствами, ходили, как правило, в форменных сюртуках. Их пренебрежительно называли «белоподкладочниками» - за белый цвет шелковой подкладки.

Но они все-таки оставались в меньшинстве. Остальные зачастую бедствовали и вспоминали потом, как снимали одну комнату на двоих и нередко довольствовались чаем с хлебом. Проблема была и с учебниками: они многим были не по карману. Чтобы сэкономить, использовали литографированные лекции: кто-то из студентов вел конспект, а затем, с согласия преподавателя, рукопись отдавали в печать небольшим тиражом.

Долгое время студентам не позволялось жениться: мол, чтобы ничто не отвлекало их от наук, и только в начале ХХ века Министерство народного просвещения отменило этот запрет. На выставке - фото студента-технолога с женой. Рядом - приглашение на свадьбу: венчание в церкви Технологического института, а банкет - на историко-филологическом факультете Университета.

Студенты - народ веселый: их невозможно представить без пения: под гитару, хором... Популярностью пользовались «Дубинушка», «Через тумбу, тумбу раз», «Укажи мне такую обитель»... Варили пунш - обязательно напевали «Крамбамбули». Надевайте наушники, слушайте эти песни и погружайтесь в прошлое, которое в чем-то очень похоже на настоящее...

#выставка #студенты #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Глицерин и «Крамбамбули»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?