Большая выставка печатной графики открылась в Союзе художников Петербурга
В Союзе художников Петербурга открылась большая выставка печатной графики. Более 200 участников, около 600 произведений. Зрелище получилось и занимательное, и поучительное.
Георгий Верейский. Портрет печатника Ивана Пожильцова. 1947. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
На вернисаже участники выставки не раз повторяли, что ждали этого события 36 лет. Это, конечно, образ, многие художники-графики пребывали в 1984 году в самом нежном возрасте. Но действительно, предыдущий подобный проект был показан в этих же стенах, тогда именовавшихся залами ЛОСХа - Ленинградского отделения Союза художников - еще до перестройки. С тех пор утекло столько разной воды, что любые сравнения и сопоставления представляются надуманными.
Но современные петербургские графики гордятся своими корнями, ведут свою родословную от Экспериментальной графической мастерской ЛОСХа, которая существовала с 1933 года до середины девяностых. Поэтому, задумывая нынешнюю выставку, петербургский Союз художников пригласил участвовать в ней не только действующих авторов, но и коллекционеров, которые хранят и собирают произведения ленинградских графиков, покинувших этот мир. В итоге временной диапазон выставки - от «Портрета печатника Ивана Пожильцова» Георгия Верейского, созданного в 1947 году, до произведений 2019 года. Кстати, Пожильцов был многолетним соратником Верейского: в годы блокады он печатал плакаты «Боевого карандаша».
А дальше надо было сделать выбор - показывать ретроспективу отдельным блоком или отступить от хронологического принципа. Организаторы достаточно смело выбрали второй путь. Отчасти это объясняется тем, что надо было уместить 600 работ в сравнительно небольших четырех выставочных залах. Но только отчасти. Художники-графики решили проверить, выдержат ли они неизбежное (в случае смешанной развески) сравнение с классиками.
Поиск ответа на этот вопрос и есть интрига для зрителя, она же - главное достижение этой выставки. На мой взгляд, классики победили за явным преимуществом. Литографии Александра Ведерникова «У берегов Невы», Бориса Ермолаева «Вышивальщицы», Веры Матюх «Портрет художника Галины Молчановой» и «На велосипедах» своей академической строгостью выгодно отличаются от современных произведений, где много профессиональной выучки и технических наворотов, но они, что называется, не цепляют. А скромные по размерам экспрессивные линогравюры «Мост Лейтенанта Шмидта» Гаги Ковенчука и «Царскосельский пейзаж» Рихарда Васми, литография «Пряжка» Олега Фронтинского взгляд останавливают... Пожалуй, из современных работ такой притягательной силой обладает портрет «М. С. Горбачев» Александра Зайцева. Он создан в 1989 году, но в нем видна будущая драма большого политика.
Николай Кононихин, коллекционер и исследователь ленинградской печатной графики, назвал свою статью в каталоге выставки «Эстамп - уходящая натура?», тем самым обозначив еще один важный сюжет этого проекта. Когда в начале 1960-х годов в СССР был в очередной раз поднят лозунг «Искусство - в массы», эстампы украсили скромные жилища горожан. И художники могли особенно не беспокоиться о заказах, это была забота государства. Сейчас продажа эстампов (обычный тираж - несколько экземпляров) может не окупить расходов на их изготовление. Массовая публика предпочитает постеры. Эстампы остаются интересны узкому кругу коллекционеров. И многие художники-графики вынуждены навсегда закрыть двери печатных мастерских.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Вышли из печати. И не вернулись».
Комментарии