Большая выставка печатной графики открылась в Союзе художников Петербурга

В Союзе художников Петербурга открылась большая выставка печатной графики. Более 200 участников, около 600 произведений. Зрелище получилось и занимательное, и поучительное.

Большая выставка печатной графики открылась в Союзе художников Петербурга  | Георгий Верейский. Портрет печатника Ивана Пожильцова. 1947. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Георгий Верейский. Портрет печатника Ивана Пожильцова. 1947. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На вернисаже участники выставки не раз повторяли, что ждали этого события 36 лет. Это, конечно, образ, многие художники-графики пребывали в 1984 году в самом нежном возрасте. Но действительно, предыдущий подобный проект был показан в этих же стенах, тогда именовавшихся залами ЛОСХа - Ленинградского отделения Союза художников - еще до перестройки. С тех пор утекло столько разной воды, что любые сравнения и сопоставления представляются надуманными.

Но современные петербургские графики гордятся своими корнями, ведут свою родословную от Экспериментальной графической мастерской ЛОСХа, которая существовала с 1933 года до середины девяностых. Поэтому, задумывая нынешнюю выставку, петербургский Союз художников пригласил участвовать в ней не только действующих авторов, но и коллекционеров, которые хранят и собирают произведения ленинградских графиков, покинувших этот мир. В итоге временной диапазон выставки - от «Портрета печатника Ивана Пожильцова» Георгия Верейского, созданного в 1947 году, до произведений 2019 года. Кстати, Пожильцов был многолетним соратником Верейского: в годы блокады он печатал плакаты «Боевого карандаша».

А дальше надо было сделать выбор - показывать ретроспективу отдельным блоком или отступить от хронологического принципа. Организаторы достаточно смело выбрали второй путь. Отчасти это объясняется тем, что надо было уместить 600 работ в сравнительно небольших четырех выставочных залах. Но только отчасти. Художники-графики решили проверить, выдержат ли они неизбежное (в случае смешанной развески) сравнение с классиками.

Поиск ответа на этот вопрос и есть интрига для зрителя, она же - главное достижение этой выставки. На мой взгляд, классики победили за явным преимуществом. Литографии Александра Ведерникова «У берегов Невы», Бориса Ермолаева «Вышивальщицы», Веры Матюх «Портрет художника Галины Молчановой» и «На велосипедах» своей академической строгостью выгодно отличаются от современных произведений, где много профессиональной выучки и технических наворотов, но они, что называется, не цепляют. А скромные по размерам экспрессивные линогравюры «Мост Лейтенанта Шмидта» Гаги Ковенчука и «Царскосельский пейзаж» Рихарда Васми, литография «Пряжка» Олега Фронтинского взгляд останавливают... Пожалуй, из современных работ такой притягательной силой обладает портрет «М. С. Горбачев» Александра Зайцева. Он создан в 1989 году, но в нем видна будущая драма большого политика.

Николай Кононихин, коллекционер и исследователь ленинградской печатной графики, назвал свою статью в каталоге выставки «Эстамп - уходящая натура?», тем самым обозначив еще один важный сюжет этого проекта. Когда в начале 1960-х годов в СССР был в очередной раз поднят лозунг «Искусство - в массы», эстампы украсили скромные жилища горожан. И художники могли особенно не беспокоиться о заказах, это была забота государства. Сейчас продажа эстампов (обычный тираж - несколько экземпляров) может не окупить расходов на их изготовление. Массовая публика предпочитает постеры. Эстампы остаются интересны узкому кругу коллекционеров. И многие художники-графики вынуждены навсегда закрыть двери печатных мастерских.

#выставка #союз художников #графика #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Вышли из печати. И не вернулись».


Комментарии