«Инь и Ян» из бумаги. В Петербурге открылась выставка декоративно-прикладного искусства

На Большой Морской - «Весна-2019».

«Инь и Ян» из бумаги. В Петербурге открылась выставка декоративно-прикладного искусства | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В петербургском Союзе художников состоят почти четыре тысячи человек. Даже если половина пожелает участвовать в выставке, залы не вместят. Чтобы никого не обидеть, давно решили показывать на «Весне» поочередно то «высокое искусство», будь это живопись, графика, скульптура. А на следующий год - декоративно-прикладное, театрально-декорационное, монументальное. Сейчас - праздник на улице прикладников: их работам отдано три зала.

В советские годы считалось: раз прикладник - делай полезные вещи. Яростные споры кипели в 1970-е, когда выдающийся художник по стеклу Борис Смирнов создал и выставил чайник с запаянным носиком. Он стал символом протеста художников против требования утилитарности. А сейчас ясно, что споры эти лишены смысла. Одно связано с другим, и фантазии, оторванные от реальности, смелые эксперименты, поиски нового подпитывают массовое производство.

Яркий пример - Лев Солодков, работа которого «Симфония Севера» останавливает взгляд и долго не отпускает. Это небольшие керамические стелы с живописной росписью. Начинал художник на Конаковском фаянсовом заводе им. Калинина, создавал сервизы, росписи для тарелок и блюд, изобрел технологии, массы и глазури, дающие на керамике эффект сфумато, мягкие, глубокие цвета. Лев Солодков входил в состав группы «Одна композиция», художники которой отстаивали свое право делать так называемую неутилитарную керамику.

В XX веке появилось понимание роскоши как уникальности, ручной работы, высокого мастерства исполнения и качества. На выставке среди ювелирных украшений можно увидеть кольцо, за которое петербургские ювелиры Наталья и Татьяна Тарасовы получили «Гран-при» на конкурсе мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге. Посетители гадают, из чего же оно сделано, а, прочитав аннотацию, поверить не могут, что из бумаги. Впрочем, это все же не совсем обычная бумага: гофрированная, собранная слоями, а затем пропитанная холодной эмалью.

Из бумаги (техника папье-маше) сделана работа Марии Касьяненко. Смешная парочка составляет композицию «Инь и Ян». Художница называет свои произведения «кукольной скульптурой». Работать в этом жанре она стала под влиянием своего мужа - кукольника и скульптора Романа Шустрова, автора «Петербургского ангела», который сидит на скамеечке в Измайловском саду.

Один из выставочных залов, занятых прикладниками, «держат» манекены, одетые в изысканные платья из черного шелка. Это фрагмент коллекции Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова «Пена дней». Платья, дополненные шляпками-таблетками с вуалью, легко впишутся в реальную жизнь, в которой случаются и праздники. В то же время это петербургский вариант «от кутюр», когда вещи, отшиваемые, как правило, в маленьких мастерских, привлекают почти ювелирной тщательностью, с которой отделан каждый стежок, большой долей ручного труда и уникальностью.

Рядом - две шляпки мастера Марины Седовой в гамме холодной петербургской весны: бирюза и бледно-розовый. Однажды Марина Седова сказала в интервью: «Носите шляпки, носите! Это вещь ненужная, но такая волшебная!» Еще неизвестно, что нужнее человеку - польза или волшебство.

Читайте также о всероссийской ярмарке ремесел «Жар-птица».

#выставка #прикладное искусство #Союз художников

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Польза или волшебство. Что нужнее?..».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?