«Инь и Ян» из бумаги. В Петербурге открылась выставка декоративно-прикладного искусства

На Большой Морской - «Весна-2019».

«Инь и Ян» из бумаги. В Петербурге открылась выставка декоративно-прикладного искусства | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В петербургском Союзе художников состоят почти четыре тысячи человек. Даже если половина пожелает участвовать в выставке, залы не вместят. Чтобы никого не обидеть, давно решили показывать на «Весне» поочередно то «высокое искусство», будь это живопись, графика, скульптура. А на следующий год - декоративно-прикладное, театрально-декорационное, монументальное. Сейчас - праздник на улице прикладников: их работам отдано три зала.

В советские годы считалось: раз прикладник - делай полезные вещи. Яростные споры кипели в 1970-е, когда выдающийся художник по стеклу Борис Смирнов создал и выставил чайник с запаянным носиком. Он стал символом протеста художников против требования утилитарности. А сейчас ясно, что споры эти лишены смысла. Одно связано с другим, и фантазии, оторванные от реальности, смелые эксперименты, поиски нового подпитывают массовое производство.

Яркий пример - Лев Солодков, работа которого «Симфония Севера» останавливает взгляд и долго не отпускает. Это небольшие керамические стелы с живописной росписью. Начинал художник на Конаковском фаянсовом заводе им. Калинина, создавал сервизы, росписи для тарелок и блюд, изобрел технологии, массы и глазури, дающие на керамике эффект сфумато, мягкие, глубокие цвета. Лев Солодков входил в состав группы «Одна композиция», художники которой отстаивали свое право делать так называемую неутилитарную керамику.

В XX веке появилось понимание роскоши как уникальности, ручной работы, высокого мастерства исполнения и качества. На выставке среди ювелирных украшений можно увидеть кольцо, за которое петербургские ювелиры Наталья и Татьяна Тарасовы получили «Гран-при» на конкурсе мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге. Посетители гадают, из чего же оно сделано, а, прочитав аннотацию, поверить не могут, что из бумаги. Впрочем, это все же не совсем обычная бумага: гофрированная, собранная слоями, а затем пропитанная холодной эмалью.

Из бумаги (техника папье-маше) сделана работа Марии Касьяненко. Смешная парочка составляет композицию «Инь и Ян». Художница называет свои произведения «кукольной скульптурой». Работать в этом жанре она стала под влиянием своего мужа - кукольника и скульптора Романа Шустрова, автора «Петербургского ангела», который сидит на скамеечке в Измайловском саду.

Один из выставочных залов, занятых прикладниками, «держат» манекены, одетые в изысканные платья из черного шелка. Это фрагмент коллекции Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова «Пена дней». Платья, дополненные шляпками-таблетками с вуалью, легко впишутся в реальную жизнь, в которой случаются и праздники. В то же время это петербургский вариант «от кутюр», когда вещи, отшиваемые, как правило, в маленьких мастерских, привлекают почти ювелирной тщательностью, с которой отделан каждый стежок, большой долей ручного труда и уникальностью.

Рядом - две шляпки мастера Марины Седовой в гамме холодной петербургской весны: бирюза и бледно-розовый. Однажды Марина Седова сказала в интервью: «Носите шляпки, носите! Это вещь ненужная, но такая волшебная!» Еще неизвестно, что нужнее человеку - польза или волшебство.

Читайте также о всероссийской ярмарке ремесел «Жар-птица».

#выставка #прикладное искусство #Союз художников

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Польза или волшебство. Что нужнее?..».


Комментарии