Как много девушек хороших...

Изысканная выставка Владимира Васильевича Лебедева «Женский образ. Право на личное» открылась в «Ленинград-центре». Восемьдесят произведений, созданных в 1910 - 1950-е годы, - картины, графика, фотографии из двух десятков частных собраний Петербурга и Москвы - дают возможность увидеть творчество замечательного мастера и поразмышлять о сложном времени, в которое ему довелось жить.

Как много девушек хороших...  | «Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

«Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

Большинство представленных произведений давно или вообще не выставлялись. Как сообщил «СПб ведомостям» Игорь Полторак, петербургский галерист и автор идеи, выставка была задумана четыре года назад именно для «Ленинград-центра», который тогда готовился к открытию.

Лебедев всегда был популярен у коллекционеров русского искусства ХХ века, его произведения рассеяны по множеству собраний. Именно по этой причине потребовалось много времени на переговоры с владельцами произведений художника. Но результат оправдал усилия. Например, показана серия рисунков «Акробатка», созданная на бумаге с помощью ламповой копоти. Она была впервые показана в 1928 году на персональной выставке Лебедева в Русском музее. Сейчас серия разбросана по четырем частным коллекциям.

Важная деталь - в качестве акробатки «позирует» во время тренинга Надежда Надеждина, вторая жена художника, балерина, в будущем создатель знаменитого на весь мир хореографического ансамбля «Березка».

Факты личной биографии Лебедева и его творческие поиски переплетены на выставке и делают знакомство с ней еще интереснее. Хотя Полторак и куратор выставки Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея, подчеркивают, что их проект посвящен только одной из граней таланта универсального мастера.

Владимир Лебедев (1891 - 1967) учился в 1910-е годы в частной художественной школе Михаила Бернштейна вместе с Владимиром Татлиным и Николаем Лапшиным. В бурном 1917 году работал как журнальный карикатурист. Позже стал одним из лидеров политического плаката в «Окнах РОСТА». Это хорошо видно на недавно открывшейся в Русском музее выставке «Плакат эпохи революции».

В середине 1920-х годов Лебедев начинает активно работать как художник детской книги, перенеся в массовые издания опыт русского авангардиста. Много позже художник заметил: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Всю жизнь Лебедев рисовал женщин, и это стало его третьей и, как сейчас представляется, главной ипостасью. В ней соединились чувство цвета живописца, твердая рука рисовальщика и чуткость свидетеля своего времени. По воспоминаниям современников, это был советский денди. Он ходил по Невскому проспекту в комбинезоне, купленном у иностранных моряков, интересовался английскими кожаными чемоданами, шведскими отвертками, боксом и даже судил соревнования. Одновременно любил слушать концерты в Филармонии и собрал лучшую в Ленинграде частную библиотеку по современному искусству.

Василий Власов, ученик Лебедева, говорил, что его мастерская ничем не напоминала, что там живет художник. Все очень чисто, аккуратно, пусто. Стояло два простеньких мольберта, висели боксерские перчатки... Подставка для модели, когда нужно, служила столом.

Именно в этой мастерской на ул. Белинского, 11 (на фасаде дома установлена мемориальная доска), были созданы многие произведения - «Портрет домработницы», серия акварелей «Девушки с букетом», трепетные изображения обнаженных моделей. Художника не интересовали ни томные светские дамы, ни крепкие строительницы социализма. Он изображал студенток, спортсменок, «офисный планктон».

В те времена это было вызовом и в 1936 году аукнулось художнику. Главная газета страны «Правда» назвала «пачкуном» виртуозного живописца и графика. Лебедев замкнулся, модели на его картинах и рисунках утратили чувственность, но осталось, как в послевоенных портретах Риты Рыжак, академическое мастерство.

Интересны ранние работы Лебедева, например, созданный в 1912 году портрет первой жены - скульптора Сарры Дормилатовой, демонстрирующей свои бицепсы. В 1936-м художник написал «Пышку» - миниатюрный акварельный портрет художницы Татьяны Мавриной.

Выставка дополнена фотографиями из личного архива Лебедева. На снимках 1930-х годов много изображений спортсменок, художник явно искал своих будущих моделей.

#«Ленинград-центр» #Владимир Лебедев #творчество

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...