Как много девушек хороших...

Изысканная выставка Владимира Васильевича Лебедева «Женский образ. Право на личное» открылась в «Ленинград-центре». Восемьдесят произведений, созданных в 1910 - 1950-е годы, - картины, графика, фотографии из двух десятков частных собраний Петербурга и Москвы - дают возможность увидеть творчество замечательного мастера и поразмышлять о сложном времени, в которое ему довелось жить.

Как много девушек хороших...  | «Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

«Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

Большинство представленных произведений давно или вообще не выставлялись. Как сообщил «СПб ведомостям» Игорь Полторак, петербургский галерист и автор идеи, выставка была задумана четыре года назад именно для «Ленинград-центра», который тогда готовился к открытию.

Лебедев всегда был популярен у коллекционеров русского искусства ХХ века, его произведения рассеяны по множеству собраний. Именно по этой причине потребовалось много времени на переговоры с владельцами произведений художника. Но результат оправдал усилия. Например, показана серия рисунков «Акробатка», созданная на бумаге с помощью ламповой копоти. Она была впервые показана в 1928 году на персональной выставке Лебедева в Русском музее. Сейчас серия разбросана по четырем частным коллекциям.

Важная деталь - в качестве акробатки «позирует» во время тренинга Надежда Надеждина, вторая жена художника, балерина, в будущем создатель знаменитого на весь мир хореографического ансамбля «Березка».

Факты личной биографии Лебедева и его творческие поиски переплетены на выставке и делают знакомство с ней еще интереснее. Хотя Полторак и куратор выставки Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея, подчеркивают, что их проект посвящен только одной из граней таланта универсального мастера.

Владимир Лебедев (1891 - 1967) учился в 1910-е годы в частной художественной школе Михаила Бернштейна вместе с Владимиром Татлиным и Николаем Лапшиным. В бурном 1917 году работал как журнальный карикатурист. Позже стал одним из лидеров политического плаката в «Окнах РОСТА». Это хорошо видно на недавно открывшейся в Русском музее выставке «Плакат эпохи революции».

В середине 1920-х годов Лебедев начинает активно работать как художник детской книги, перенеся в массовые издания опыт русского авангардиста. Много позже художник заметил: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Всю жизнь Лебедев рисовал женщин, и это стало его третьей и, как сейчас представляется, главной ипостасью. В ней соединились чувство цвета живописца, твердая рука рисовальщика и чуткость свидетеля своего времени. По воспоминаниям современников, это был советский денди. Он ходил по Невскому проспекту в комбинезоне, купленном у иностранных моряков, интересовался английскими кожаными чемоданами, шведскими отвертками, боксом и даже судил соревнования. Одновременно любил слушать концерты в Филармонии и собрал лучшую в Ленинграде частную библиотеку по современному искусству.

Василий Власов, ученик Лебедева, говорил, что его мастерская ничем не напоминала, что там живет художник. Все очень чисто, аккуратно, пусто. Стояло два простеньких мольберта, висели боксерские перчатки... Подставка для модели, когда нужно, служила столом.

Именно в этой мастерской на ул. Белинского, 11 (на фасаде дома установлена мемориальная доска), были созданы многие произведения - «Портрет домработницы», серия акварелей «Девушки с букетом», трепетные изображения обнаженных моделей. Художника не интересовали ни томные светские дамы, ни крепкие строительницы социализма. Он изображал студенток, спортсменок, «офисный планктон».

В те времена это было вызовом и в 1936 году аукнулось художнику. Главная газета страны «Правда» назвала «пачкуном» виртуозного живописца и графика. Лебедев замкнулся, модели на его картинах и рисунках утратили чувственность, но осталось, как в послевоенных портретах Риты Рыжак, академическое мастерство.

Интересны ранние работы Лебедева, например, созданный в 1912 году портрет первой жены - скульптора Сарры Дормилатовой, демонстрирующей свои бицепсы. В 1936-м художник написал «Пышку» - миниатюрный акварельный портрет художницы Татьяны Мавриной.

Выставка дополнена фотографиями из личного архива Лебедева. На снимках 1930-х годов много изображений спортсменок, художник явно искал своих будущих моделей.

#«Ленинград-центр» #Владимир Лебедев #творчество

Комментарии