Как много девушек хороших...

Изысканная выставка Владимира Васильевича Лебедева «Женский образ. Право на личное» открылась в «Ленинград-центре». Восемьдесят произведений, созданных в 1910 - 1950-е годы, - картины, графика, фотографии из двух десятков частных собраний Петербурга и Москвы - дают возможность увидеть творчество замечательного мастера и поразмышлять о сложном времени, в которое ему довелось жить.

Как много девушек хороших...  | «Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

«Девушка с веткой рябины» (1933). ФОТО предоставлено галереей «Петербург»

Большинство представленных произведений давно или вообще не выставлялись. Как сообщил «СПб ведомостям» Игорь Полторак, петербургский галерист и автор идеи, выставка была задумана четыре года назад именно для «Ленинград-центра», который тогда готовился к открытию.

Лебедев всегда был популярен у коллекционеров русского искусства ХХ века, его произведения рассеяны по множеству собраний. Именно по этой причине потребовалось много времени на переговоры с владельцами произведений художника. Но результат оправдал усилия. Например, показана серия рисунков «Акробатка», созданная на бумаге с помощью ламповой копоти. Она была впервые показана в 1928 году на персональной выставке Лебедева в Русском музее. Сейчас серия разбросана по четырем частным коллекциям.

Важная деталь - в качестве акробатки «позирует» во время тренинга Надежда Надеждина, вторая жена художника, балерина, в будущем создатель знаменитого на весь мир хореографического ансамбля «Березка».

Факты личной биографии Лебедева и его творческие поиски переплетены на выставке и делают знакомство с ней еще интереснее. Хотя Полторак и куратор выставки Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея, подчеркивают, что их проект посвящен только одной из граней таланта универсального мастера.

Владимир Лебедев (1891 - 1967) учился в 1910-е годы в частной художественной школе Михаила Бернштейна вместе с Владимиром Татлиным и Николаем Лапшиным. В бурном 1917 году работал как журнальный карикатурист. Позже стал одним из лидеров политического плаката в «Окнах РОСТА». Это хорошо видно на недавно открывшейся в Русском музее выставке «Плакат эпохи революции».

В середине 1920-х годов Лебедев начинает активно работать как художник детской книги, перенеся в массовые издания опыт русского авангардиста. Много позже художник заметил: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Всю жизнь Лебедев рисовал женщин, и это стало его третьей и, как сейчас представляется, главной ипостасью. В ней соединились чувство цвета живописца, твердая рука рисовальщика и чуткость свидетеля своего времени. По воспоминаниям современников, это был советский денди. Он ходил по Невскому проспекту в комбинезоне, купленном у иностранных моряков, интересовался английскими кожаными чемоданами, шведскими отвертками, боксом и даже судил соревнования. Одновременно любил слушать концерты в Филармонии и собрал лучшую в Ленинграде частную библиотеку по современному искусству.

Василий Власов, ученик Лебедева, говорил, что его мастерская ничем не напоминала, что там живет художник. Все очень чисто, аккуратно, пусто. Стояло два простеньких мольберта, висели боксерские перчатки... Подставка для модели, когда нужно, служила столом.

Именно в этой мастерской на ул. Белинского, 11 (на фасаде дома установлена мемориальная доска), были созданы многие произведения - «Портрет домработницы», серия акварелей «Девушки с букетом», трепетные изображения обнаженных моделей. Художника не интересовали ни томные светские дамы, ни крепкие строительницы социализма. Он изображал студенток, спортсменок, «офисный планктон».

В те времена это было вызовом и в 1936 году аукнулось художнику. Главная газета страны «Правда» назвала «пачкуном» виртуозного живописца и графика. Лебедев замкнулся, модели на его картинах и рисунках утратили чувственность, но осталось, как в послевоенных портретах Риты Рыжак, академическое мастерство.

Интересны ранние работы Лебедева, например, созданный в 1912 году портрет первой жены - скульптора Сарры Дормилатовой, демонстрирующей свои бицепсы. В 1936-м художник написал «Пышку» - миниатюрный акварельный портрет художницы Татьяны Мавриной.

Выставка дополнена фотографиями из личного архива Лебедева. На снимках 1930-х годов много изображений спортсменок, художник явно искал своих будущих моделей.

#«Ленинград-центр» #Владимир Лебедев #творчество

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?