К портрету пользователя. Как музеи обосновались в виртуальном пространстве
Отечественные музеи, во всяком случае крупные, не в первый раз успешно проходят кризис. Пандемия не стала исключением. Музеи, закрыв двери, переместились в виртуальное пространство, заняли в нем заметное место, привлекли внимание миллионов пользователей, с которыми совершили немало путешествий в свой мир.
Фото: Pixabay / janeb13
Единой схемы успеха нет. Каждый действовал на собственное усмотрение. Эрмитаж поразил числом и разнообразием программ. Как ожидалось, стал лидером, за первый месяц изоляции «принял» в пять раз больше посетителей, чем обычно за год. Общий успех сформулировала одна из почитательниц Эрмитажа: «Никогда не любила быть в строю, но среди миллионов любителей музея быть приятно».
ГМЗ «Царское Село» помимо обожаемого всеми Екатерининского дворца с его роскошными интерьерами, Янтарной комнатой и недавно отреставрированной церковью, показал другие свои музеи - павильон «Арсенал», Музей Первой мировой войны в Ратной палате, собрание карет — и тоже не проиграл.
«Петергоф» наряду со знаменитыми фонтанами заинтриговал историями из жизни императорской резиденции, рассказанными директором музея-заповедника. Публика это оценила.
География признаний в любви музеям широка, это не только самые разные регионы России, но также Италия, Испания Израиль, Ливан, Украина, Казахстан, Канада, США, Латвия, ЮАР, Белоруссия, Чехия, Германия, Франция, Молдавия... Словом, музеи всюду, куда дотягивается компьютерная сеть.
Соотечественники делятся воспоминаниями о посещении «Петергофа» (кто-то вспомнил, что видел Царицын остров в «руинах»), присылают свои «ностальгические» фото из путешествий в Петербург. Обзорная экскурсия по Екатерининскому дворцу «Царского Села» стала дистанционным уроком истории для болгарских школьников, учитель смотрел ее вместе с классом. Отклик получен и от башкирской библиотеки для слепых. Из Испании пришли добрые слова музею-заповеднику «за прекрасную возможность немного отдохнуть от реальности».
Из соседней Финляндии Эрмитаж благодарят «...за то, что даже в это не очень простое время вносите столько прекрасного в жизнь многих людей». Итальянцы выражают признательность за экскурсии на их родном языке и за солидарность. «Эрмитаж - это ковчег, который перенесет нас в лучшие и безопасные времена из этого бурного мира. Мира и здоровья всем народам Земли, и честь и слава русскому народу!»
Подавляющее большинство сообщений - слова благодарности хранителям, реставраторам, экскурсоводам за возможность в непростое для всех время встретиться с прекрасным. Отклики разные - забавные, трогательные, серьезные, очень личные. Вот некоторые из них.
«Царское Село»:
«Надо идти работать, а я сижу смотрю и слушаю... Грамотная, спокойная речь! Красивые исторические виды! Спасибо!»;
«Чисто зашел чтоб сделать ДЗ по ИЗО, хмм... найс»;
«Спасибо вам большое за такую возможность! Была во дворце давно, тогда там велись ремонтные работы, поэтому не удалось его толком посмотреть, а сейчас могу «пройтись» и насладиться наедине с хорошим экскурсоводом»;
«Обалденная экскурсия! Гид очень интересно рассказывал!! Ждем еще!!! Что еще покажете в следующий раз??? Сама бы прибежала посмотреть, но карантин...»
Эрмитаж:
«Пока мир меняется, мы наслаждаемся прекрасным»;
«Это тот случай, когда оправдывается поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Два года назад была в Эрмитаже. Не протолкнуться было из-за столпотворения китайцев. А сейчас весь Эрмитаж мой!»;
Пользователи программ не только благодарят и восторгаются, они оценивают новый музейный продукт, вносят предложения.
«Царское Село»:
«Огромное спасибо за экскурсию! Хотелось бы еще субтитры на английском! Очень хочется поделиться этой красотой»; «Я не против купить билет по достойной цене на экскурсию в прямом эфире».
Эрмитаж просят запустить лекторий онлайн, сделать электронную большую энциклопедию шедевров музея и побольше видеоэкскурсий для дошкольников; «Давайте онлайн в HD! С вашими экскурсоводами и переводом на английский. Но с текстами от ваших экскурсоводов! Это будет прекрасно!».
Полемика в социальных сетях отражает взгляды, вкусы, настроения общества. Это в полной мере относится и к восприятию музеев и их новых программ. Здесь без критики не обойтись. Больше всего критикуют техническую сторону онлайн-сюжетов: небезупречны свет, звук, дрожит камера... Мало кто думает о том, что камеру держит в руках не профессиональный оператор, а со звуком работает не звукорежиссер. Запись ведут сотрудники музея, которым пришлось в короткий срок осваивать этот процесс, причем не отвлекаясь от прямых обязанностей.
Есть замечания неосведомленных, но весьма уверенных людей. «Это, конечно, интересно, спасибо, но делается немного не так! И перед фотографированием было бы хорошо почистить старый лак на картине, а уже потом проводить съемку. Понимаю, что для этого нет средств. Очень жаль». Сочувствующий музею автор послания не догадывается, что реставрация - долгий, случается не одного года, процесс, включающий научные исследования, выработку методик реставрации...
Сюжет о реставрации церкви Екатерининского дворца для кого-то стал лучшей экскурсией в жизни, буквально «до мурашек очарована», кто-то восхищается невероятной работой реставраторов. «Сердечное спасибо за рассказ! Так важно, чтобы не только специалисты, но и широкая публика знала о том, что такое реставрация, какое это великое дело, особенно в Петербурге. Это должно содействовать формированию у россиян осознанного и ответственного отношения к наследию города, страны».
И здесь же пост: «Позвольте спросить, а за чей счет банкет? Вроде бы уверяют, что бюджет не дает на храмы денег. Но то, что это храм построен на деньги верующих, позвольте не поверить! Вместо расширения поликлиник, повышения зарплат врачам деньги выбрасываются на ветер!».
У кого-то раздражение вызвали видеоэкскурсии на иностранных языках в поддержку стран, борющихся с коронавирусом: «В первую очередь своих нужно поддерживать»; «Вот кому нужны эти итальянцы???? Вам от них что? Спасибо им за санкции»; «А для русскоговорящих вы хоть что-нибудь собираетесь делать?!»; «Можно выражать солидарность, но зачем помещать это на русскоязычном ресурсе?».
Некоторые «эстеты» недовольны качеством «обслуживания», критикуют манеру говорить и внешний облик музейных специалистов, рассказывающих о шедеврах, которые хранят.
Вероятно, путем несложных вычислений можно составить портрет: возраст, образование, социальное положение среднестатистического посетителя музеев в виртуальном мире, его пол, возраст, образование, социальное положение. Обратная связь делает этот портрет живым.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6702) от 18.06.2020 под заголовком «К портрету пользователя».
Комментарии