Вернисаж: выставки в Петербурге с 7 декабря
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей городской скульптуры
В Новом выставочном зале музея работает выставка «Месяц большой темноты» (6+). Это проект Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского в Салехарде.
Ненцы именуют декабрь месяцем большой темноты. На тундру опускается полярная ночь. С каждым днем мороз нарастает, на реках и озерах лед становится толще. Оленьи стада откочевали к югу на зимовку. В это время люди собираются в чуме около очага, где оживают древние легенды и сказки. Бесконечен круг природы, как и путь кочевых народов.
Древняя культура Ямала богата и разнообразна. Пять тысяч лет назад первые люди Арктики уже великолепно обрабатывали не только кожу и мех, но и бересту, дерево и кость, изготавливали утилитарные или ритуальные вещи, наполняя их смыслом, декорировали обережными и сакральными орнаментами, изображали загадочных животных и птиц, создавая уникальные традиции. Современные художники, окунувшись в изучение наследия северного региона, передают свои ощущения зрителю через особенные работы. Традиционный для края оленеводов материал позволяет повторить, а порой и восстановить утраченные приемы и способы создания вещей, которые в современном мире кажутся сказочными и необычными. Так, на выставке начинают оживать старинные ремесла (шитье подшейным волосом оленя, изготовление снеговых очков), древние легенды и мифы.
Выставка дает возможность собрать воедино тысячелетнюю культуру Ямала через традиционные материалы и приемы их обработки и создать современные произведения искусства. В экспозиции представлены произведения декоративно-прикладного искусства, живопись и графика художников Андрея и Ирины Вахрушевых, в том числе из фондов МВК имени И. Шемановского.
Петербургская филармония
В фойе Большого зала открылась выставка «Площадь милосердия» (12+), посвященная 110‑летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.
Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданным в общественном пространстве столицы Российской империи. Госпиталь в Доме петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918-го. Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония — первая в стране.
Ключом к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович — сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку Филармонии фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они представлены впервые.
Еще одна реликвия из филармонической библиотеки — капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне — Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии) — дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.
Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.
Объемная картина обстоятельств работы госпиталя воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии. В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в не приспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.
На выставке представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета — аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов — реконструкция, переданная на выставку из частного собрания.
Заметное место будет уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей.
Российский этнографический музей
13 декабря здесь откроется выставка «Кружево России: технологии, традиции, символы» (6+). Она продемонстрирует этнографические памятники, выполненные в технике кружевоплетения, а также специальные инструменты для их изготовления, которые уже сами по себе можно рассматривать как явление в традиционной культуре.
Традиция кружевоплетения в России насчитывает около трех столетий. Кружево традиционно причисляли к предметам роскоши. По технике изготовления различаются кружева, вязанные крючком или на спицах, плетенные на коклюшках и игольные. Во второй половине XIX века промысловыми центрами русского кружевоплетения были Вологда, Елец, Михайлов, Балахна, Вятка, Арзамас, Калязин и Торжок. Игольное кружево имело широкое распространение в Армении, где кружевоплетение являлось городским ремеслом. В Петербурге в 1883 году открылась Мариинская практическая школа кружевниц. В конце XIX — начале ХХ века в Городищенской волости Санкт-Петербургской губернии существовал центр кружевоплетения. В советское время промысел получил развитие в Вологде, Кирове, Ельце, Михайлове.
В собрании Российского этнографического музея широко представлены коллекции инструментов для кружевоплетения, образцы кружев, а также предметы одежды и убранства жилища, украшенные кружевом. Такие предметы в первой половине ХХ века бытовали у русских, коми-зырян, удмуртов, чувашей, карел, вепсов, ижоры, армян и других народов.
Разделы выставки будут выстроены по принципу технологии создания разных видов кружев; также будут показаны изделия современных мастеров. Выставка будет сопровождаться проведением мастер-классов для широкой публики, популярных лекций.
ГМЗ «Гатчина»
Музей-заповедник открыл выставку «Кирасиры Ея Величества» (6+). Она посвящена истории одного из самых известных полков русской императорской гвардии — лейб-гвардии Кирасирского ее величества полка.
Выставка погружает посетителей в историю легендарного воинского соединения, которое более 90 лет дислоцировалось в Гатчине. Кирасиры, известные своими боевыми подвигами и эффектной парадной формой, были неотъемлемой частью жизни города. Проект рассказывает не только о боевых походах кирасиров, но и об их повседневной жизни, увлечениях и вкладе в культурную жизнь города: полковых оркестрах и том, как офицеры полка становились героями светской хроники. В Гатчинском дворце демонстрируются: оружие, мундиры и полковые регалии из российских музейных собраний. Также представлены предметы из частных собраний, в том числе Трубецких — наследников знаменитого автора книги «Записки кирасира».
РОСФОТО
Выставка «О фотографии. Случайность/сингулярность/приключение» (6+) объединяет более 120 работ из коллекции РОСФОТО.
В экспозиции представлены фотографии известных мастеров XIX – XXI веков: Константина Шапиро, братьев де Жон, Паскаля Себа, Игоря Савченко, Николая Гнисюка, Людмилы Федоренко, а также любительские снимки из домашних альбомов, аэрофотосъемка и другие документы своего времени. Выставка предлагает сместить внимание с сюжета снимка на сам процесс восприятия фотографии. Можно видеть, как меняющиеся возможности, связанные с конструкцией камеры и развитием светочувствительных материалов, влияли на то, что и как было сфотографировано.
Еще одна определяющая особенность фотографии, за исключением самых ранних техник, — это возможность тиражирования. Создание цифровых копий — одна из актуальных задач, решаемых музеем. Для истории важно сохранить следы времени: пятна, утраты и повреждения, создав достоверную копию документа. При этом с помощью цифровой реставрации можно сделать фотографию более читаемой, дополнительно «проявить» детали, почти утраченные со временем. Выставка впервые привлекает внимание зрителя к этой дилемме.
В представленных в экспозиции работах есть ошибки, «поломки», «сбои», которые вызывают желание внимательно рассмотреть фотографии и разобраться в изображенном. В пространстве выставки становится ясно, что восприятие изображения зависит от бесчисленного множества обстоятельств, а фотография по своей сути, как говорил французский философ Ролан Барт, — это «случайность, сингулярность, приключение».
Комментарии