Только на сайте

Илья Архипов: «Театр – это умный досуг»

В уходящем году один из самых интересных молодых петербургских режиссеров Илья Архипов был удостоен Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества. Между репетициями с режиссером побеседовала театральный критик Светлана Рухля.

Илья Архипов: «Театр – это умный досуг» | Илья Архипов. Фото предоставлено пресс-службой Театра эстрады им. А. Райкина

Илья Архипов. Фото предоставлено пресс-службой Театра эстрады им. А. Райкина

Светлана Рухля: Илья, с вашим творчеством мне довелось познакомиться в начале вашего профессионального пути, но подозреваю, что режиссерские амбиции появились у вас значительно раньше.

Илья Архипов: Первый спектакль, на который продали зал, я поставил лет, наверное, в 12. Но еще раньше все знали, что если будет какое-нибудь мероприятие городское (я родился в Мончегорске), я обязательно буду в нем участвовать. А вообще, путь у меня был дурацкий (смеется), дальше Мурманска я учиться не собирался, но папа сказал: «Поезжай в Петербург, Гальцев курс набирает». А знаете, что самое забавное? Когда мне было лет шесть или восемь, папа привез меня в Петербург, и мы два раза были в театре: первый раз в Театре эстрады им. А. Райкина (на «Белоснежке» театра «Карамболь»), второй – на «Золотом цыпленке» в БТК. Когда мы в этом году репетировали программу к юбилею Театра эстрады, у меня вдруг начались «вспышки» памяти, наверное, сел в зале в том самом месте, где мы сидели с папой и… увидел картинку из прошлого.

- Но ведь Юрий Николаевич Гальцев набирал актерский курс.

- Я на актерские тоже поступал, а к Гальцеву попал через набиравшего режиссерский курс Богданова. Игорь Алексеевич меня прослушал, спросил, сколько мне лет и сказал: «Бегом к Гальцеву».


Сцена из спектакля «Волшебное кольцо». Фото предоставлено пресс-службой Театра эстрады им. А. Райкина

- Поступили легко?

- Незаметно. На втором туре у меня был с собой ноутбук, и Юрий Николаевич меня «посадил» на музыку. Я три дня так отработал, а о плохом не думал, решил: как будет, так и будет. Я, конечно, понимал, что не абитуриент мечты Гальцева, но он отбирал студентов на свой курс по взгляду, по искре, по каким-то акцентам, через что-то непостижимое. Потому что собрать из студентов нашей мастерской какой-то спектакль – абсолютный сюр. «Спасительным» стал коллажный подход к постановке студенческих спектаклей. Первым «выстрелил» спектакль Владимира Ивановича Глазкова, преподававшего на нашем курсе, «Шоу для настоящих леди», до сих пор входящий в репертуар Театра эстрады, где я сыграл Оливию (в фильме «В джазе только девушки», по которому создан спектакль, ее звали Дафна).

- Что-то мне подсказывает, что на кастингах в свои спектакли, вы, как и Гальцев, выбираете артистов по «каким-то акцентам». Непостижимым.

- Я «копаю» до последнего, хотя на кастинги приходит по 180 человек. Потому, что сам был «с той стороны» в качестве артиста и понимаю, какой это стресс, и потому, что заинтересован в артистах больше, чем они во мне. Ситуация складывается таким образом, что мне хватает работы, но не хватает артистов. И когда артист меня спрашивают, стоит ли ему приходить на кастинг, есть ли в проекте роль для него, я всегда отвечаю, что стоит. В процессе кастинга я думаю не только о конкретном проекте, но и о перспективе. В ближайшее время планирую сделать глобальный кастинг во все свои проекты. Мне нужны живые люди с живым мозгом. Я второй год преподаю в Институте культуры, и, наблюдая своих студентов, вижу, что у музыкального театра есть будущее. Может, это будет не мюзикл в привычном представлении, а новый жанр, который мы придумываем в этот момент, но ребята так хорошо оснащены, что полностью к нему готовы. Сейчас растет очень интересное поколение артистов.

- У ваших студентов есть шансы попасть в ваши проекты?

- Конечно! Мой студент Артем Иванов стал хореографом «Чиполлино» и играет роль Дона Томато. Получилось забавно (улыбается): он стал моим артистом и моим приятелем раньше, чем моим студентом.


Сцена из спектакля «Чиполлино». Фото предоставлено пресс-службой «Мюзик-Холла»

- А есть то, что отпугивает вас в соискателях?

- Вопрос «сколько?». По отношению к любому аспекту работы. И очень сильное желание со мной работать. Универсальных правил у меня нет: нужны разновозрастные, разнофактурные, разнохарактерные актеры, но обязательно жадные до сцены. А вообще, все непросто: бывает, приходят девочки-вокалистки, считающие себя артистками, или мальчики, потому что они мальчики.

- Интуиция, судя по всему, вас никогда не обманывает: все актеры в ваших спектаклях прямо-таки неразделимы с персонажами. Материал выбираете тоже на интуитивном уровне, как появились прославившие вас «BAJKI. Сказки для взрослых» на сцене Театра эстрады?

- Инициатором стала Богдана Менгер-Молодовская, а когда собралась команда, возник человек, который увидел отрывки и решил вложиться. Когда спектакль был готов, я пошел к директору Театра эстрады Юлии Леонидовне Пости и попросил площадку для проката на удобных условиях. Спектакль привел в театр нового зрителя, задал другое направление и нам предложили включить его в репертуар. Мы играли его полтора сезона и сделали все, чтобы город нас запомнил, так и получилось.

- И Театр эстрады «открыл шлюз» для вас?

- Шлюз открылся сразу после премьеры «BAJKI». Директор сказала: «Я знала, что ты талантливый парень, но не знала, что ты можешь так», и предложила поставить что-то для детской аудитории. Я ответил: для семейной. Возникла идея сделать «Рикки-Тикки-Тави» в стиле Болливуда.


Сцена из спектакля «Рикки-Тикки-Тави».Фото предоставлено пресс-службой Театра эстрады им. А. Райкина

- Откуда такая любовь к индийскому кино?

- Я посмотрел фильмы Санджая Лилы Бхансали, и меня вдохновила его музыка. Это такая красота, такая эстетика, кардинально отличающаяся от укоренившихся представлений об индийском кино. Нашел музыкальный альбом и сразу же: это кобры поют, это… Одним словом, набрал песни из этого альбома, и, когда театр дал добро, за две недели нарисовал эскизы костюмов, а также предложил использовать декорации «BAJKI», поменяв ковер, задник, свет.

- Спектакль получился фантастическим! Следующим стало «Волшебное кольцо»?

- «Денискины рассказы». В Камерном негосударственном театре, который я организовал со своими единомышленниками. Вокруг меня на тот момент сформировалась потрясающая команда: Ри Виноградова, Варя Шалагина, Стас Никитин, Юля Тикко. В этом году спектакль Камерного театра выдвинули на театральную премию «Арлекин». А артисты моего театрального объединения работают со мной и в Театре эстрады, и в «Мюзик-Холле». В расчете на некоторых я прописываю роли, работая над либретто. Один из главных приемов моей работы — дать актерам какой-то намек, чуть-чуть их завести и дождаться, когда все «польется» само собой. Это значит, что мы на одной волне находимся.

- Беседуя с режиссером, интересно понять, о чем он хочет говорить со зрителем. В глобальном смысле.

- Меня всегда смущает этот вопрос (улыбается), бывает, слышу его и от актеров. Как режиссеру мне важно найти в материале тему, которая меня интересует, а не выдумать ее. Я не понимаю, когда решают ставить про «что-то» и начинают копаться в материале, чтобы выискать это «что-то». То есть, берут сюжет и портят его. Если говорить в глобальном смысле, мне хочется, чтобы, попав в театр, люди могли на какое-то время забыть о своих проблемах. Театр – это досуг, но это умный досуг. Это развлечение, но такое, в котором нужно задействовать мозги. Чтобы говорить со зрителем, нужно выработать свой собственный «птичий язык», поэтому я и начал с семейных спектаклей, чтобы, с одной стороны, воспитать своего зрителя, а с другой, показать родителям, что в театре может быть интересно. Почему человек смеется над графинями Вишнями в «Чиполлино»? Потому что угадывает в них какие-то персоналии конкретные. Театр – искусство визуальное, и когда сочетаются звук, мысль и картинка, «шестеренки» в голове начинают двигаться, а когда механизм запущен, человек мыслит, следовательно, живет. Хотите посмеяться – идите в театр, хотите погрустить – идите в театр, причем вы можете пойти на один и тот же спектакль.


Сцена из спектакля «Злючка». Фото предоставлено пресс-службой «Мюзик-Холла»

- Пожалуй, помимо бешеного темпа и великолепных актерских работ, именно яркий визуальный ряд и четко выраженная тема отличают ваши спектакли. «Маленький принц» - об одиночестве? А о чем «Злючка» по «Маленькой Бабе-Яге» Пройслера?

- «Маленький принц» - о тотальном одиночестве среди большого количества людей. Мы ведь все, по большому счету, глубоко одиноки. Собственно и «Чиполлино» я ставил о том, что плохо быть одному, социальные мотивы появились благодаря графиням Вишням, которые были решены как женщины эпохи НЭПа, этакие матроны, живущие в своем затхлом мирке. Маленькая Баба-Яга - Злючка – «свой среди чужих, чужой среди своих». Она чужая среди ведьм, а семья в лице родной тетки всячески ее гнобит. В спектакле мы показываем, что Злючка не контролирует свою силу, и когда злится, все вокруг начинает полыхать, в финале же, когда она находит в себе силу победить бесконтрольный гнев, мы «подвесили» главный смысл: чтобы мир стал лучше, нужно всего лишь немного добра.

- Думаю, в скором времени на вашем горизонте появятся новые театральные площадки.

- Я очень благодарен директору «Мюзик-Холла» Юлии Николаевне Стрижак и Фабио Мастранджело за то, что мне дали возможность работать в этом удивительном пространстве. Я готов быть полезен разным театрам, но моим домом всегда останется Театр эстрады.


#театр #спектакль #искусство #режиссер #Театр Эстрады #Мюзик-Холл

Комментарии