Только на сайте

«БеcпринцЫпные чтения». Размышления о принципах успешного маркетинга

За три дня до Нового 2020 года на сцене «Мюзик-Холла» прошел вечер в рамках литературно-театрального проекта «БеcпринцЫпные чтения» с участием актера Константина Хабенского и модного писателя Александра Цыпкина.

«БеcпринцЫпные чтения». Размышления о принципах успешного маркетинга | Фото: Pixabay / NikolayFrolochkin

Фото: Pixabay / NikolayFrolochkin

Почему-то вспомнились «Три толстяка» Юрия Олеши: «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей». Сейчас порой думаешь: а было ли у нас на самом деле время великих режиссеров, драматургов и писателей? Было, и хочется верить, что еще будет. Но пока мы вынуждены жить в совершенно иное время – успешных шоуменов, маркетологов и пиарщиков. Именно они сейчас властители дум.

Гораздо важнее не то, что ты создаешь, а как ты это продаешь. Причем продать это «что-то» – сродни настоящему волшебству. Самые успешные продают себя, социальные сети им в помощь. Талантливому пиарщику Александру Цыпкину за несколько лет удалось пройти путь от PR-директора филиала одной известной российской телекоммуникационной компании и автора «лирическо-хулиганских» постов на Facebook до почти что признанного народного писателя.

Сборники его рассказов успешно продаются. Вместе с лучшими артистами страны в рамках литературно-театрального проекта «БеcпринцЫпные чтения» он читает со сцены свои нехитрые истории и собирает полные залы. Пишет сценарии к короткометражным фильмам. В прошлом году в родном Петербурге Цыпкин дебютировал как драматург – в театре «Приют комедианта» состоялась премьера спектакля «Три товарища?».

Организаторы «БеспринцЫпных чтений» подчеркивают: задача их проекта – продвижение и популяризация отечественной литературы. Что ж, задача благородная. И компания единомышленников у Александра Цыпкина собралась сильная: Константин Хабенский, Виктория Исакова, Максим Виторган, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский и другие популярные и любимые страной артисты. Кроме рассказов Цыпкина они периодически читают со сцены и прозу других современных авторов, например, Наринэ Абгарян или Андрея Аствацатурова.

Мероприятие в «Мюзик-Холле» носило название «Два по пятьдесят, лучшее». Два отделения по пятьдесят минут – неутомительный предновогодний формат. Как было указано в аннотации, вечер должен был продемонстрировать все лучшее, что представлял зрителям творческий дуэт Цыпкин - Хабенский с 2016 года.

Спектакль на двух артистов проходил при скромных декорациях: елочка справа создавала новогоднее настроение, за небольшим столиком слева сидел один из героев, пока второй выходил к микрофону и зачитывал с листка очередной рассказ. За спиной у героев вечера размещалась декорация-афиша: белым по черному – отрывки из рассказов, которые все вместе складывались в две большие фамилии «Хабенский» и «Цыпкин».

Хабенский читал рассказы более «интеллектуальные» и менее пошлые. Цыпкин шутил в стиле стендап и для начала поведал зрителям историю о полукриминальном приключении своего любимого персонажа Славика (с прозвищем, которое в печати указать невозможно). Основное же содержание его текстов, как замечает сам автор, это секс и сарказм.


Константин Хабенский. Фото: Wikimedia Commons / Elena Ringo / Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

К слову, сборники рассказов Цыпкина продавались до, после и в антракте мероприятия вместо программок. Милые пожилые дамы активно их рекламировали. Цена была удобной для внезапной и быстрой покупки – ровно 500 рублей. Вдруг кто-то забыл купить подарок коллегам на Новый год.

Что же сами рассказы? По уровню и своей тематике они близки к Comedy Club: неверные мужья, стервозные жены, глуповатые любовницы, чиновники-прохиндеи, жадные коммерсанты. Срез жизни, который сам автор, наверное, знает неплохо и довольно занимательно описывает. Юмор чаще всего плоский, недобрый, но иногда и точный. Разный.

Александр Цыпкин талантливее авторов Comedy Club? Сложно сказать. Монологи некоторых резидентов, может быть, и далеки от философского осмысления жизни Жванецкого, но порой приближены к сатирическим заметкам в исполнении Аркадия Райкина. В чем же тогда феномен внезапной популярности Цыпкина? В его безусловном профессионализме как пиарщика. К тому же резиденты Comedy Club работают в рамках заложенного за границей формата, бесконечно конкурируя друг с другом, а Цыпкин один в своей нише: театральная сцена с ее удивительной атмосферой, софиты, занавес, антракт.

В последнее время в театрах принято «читать» пьесы современных российских драматургов, но массового зрителя на такое мероприятие не соберешь. Объективно, кому сейчас интересна унылая современная пьеса? А вот тексты модного писателя с «богемной» страничкой в Instagram, еще и в исполнении звездных актеров – это же совсем другое дело. Престижно, весело, и угрызения совести не должны терзать – зритель пришел в театр, а не в клуб или бар.

Отличный маркетинговый ход. Сам Цыпкин, кстати, просит не называть его писателем, при этом в прессе его без стеснения называют «лицом новой российской культуры».

Рассуждать об уровне современной культуры – занятие неблагодарное. Не хочется прослыть ханжой или быть обвиненной в снобизме. Но ведь вряд ли кто-то из читателей в последнее время видел спектакль уровня «Мещан» Товстоногова? Или встретилась ему в современной драме вампиловская щемящая пронзительность? Или кто-то нашел на книжной полке историю, которая так же долго не отпускала, как «Охота жить» Шукшина? Время волшебников прошло.

На самом деле, прочитав до посещения этого вечера несколько рассказов автора, от «БеспринцЫпных чтений» ждешь чего-то худшего. «Хорошо, что нет мата!» – радостно заметила в антракте одна дама. Да, действительно, неплохо. Да и те истории, что выбрал для себя Константин Хабенский, артист литературно отредактировал, облагородил.

И все же во время «БеспринцЫпных чтений» чувство недоумения и какой-то неловкости не покидало. Дело даже не в литературной основе мероприятия, а в том, что этот «мини-спектакль» из двух коротких отделений и нескольких прочитанных с бумажки рассказов больше напоминал предновогоднюю актерскую халтуру. Проданную зрителям за несколько тысяч рублей за билет.

P. S. В антракте девушки и юноши в сиреневых футболках собирали пожертвования для благотворительного Фонда Константина Хабенского. Если этот хороший актер участвует в подобных мероприятиях ради помощи тяжелобольным детям, пусть хоть рассказы Ксении Собчак читает. Какие тут могут быть претензии.

#литературные чтения #спектакль #Мюзик-Холл #артисты

Комментарии