Гений подписи не ставил. В Эрмитаже открыта выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники»

В этом году исполнилось 550 лет со дня рождения Микеланджело Буонарроти скульптора, живописца, архитектора, поэта. Он прожил 88 лет, был знаменит, богат, при жизни признан гением.

Гений подписи не ставил. В Эрмитаже открыта выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эрмитаж откликнулся на дату выставкой «Божественный Микеланьоло» и его современники» (6+). В центре Пикетного зала Зимнего дворца «Скорчившийся мальчик» — единственная в нашей стране и одна из немногих за пределами Италии работ Микеланджело. Их по пальцам одной руки можно пересчитать: два раба — «Восставший» и «Умирающий» в Лувре, «Мадонна с младенцем» в Брюгге, рельеф в Лондоне, нашлась разбитая статуя в Америке.

Единственное творение, подписанное мастером, — «Пьета» находится в Ватикане в капелле Святой Петрониллы рядом с собором Святого Петра. По легенде, Микеланджело подслушал разговор двух приезжих, посчитавших ее создателем Кристофо Солари по прозвищу Гоббо (Горбатый). Микеланджело ночью пробрался в капеллу и вырезал на поясе, пересекающем грудь Девы Марии, MICHAELA [N] GELUS BONAROTUS FLORENTIN [US] FACIEBA [T] («Микеланджело Буонарроти, флорентиец, исполнил»).

Долгая и запутанная история «Скорчившегося мальчика» выяснилась относительно недавно.

Микеланджело1_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Скульптура принадлежала семье Медичи, была продана в Англию. В каталоге собрания Лайда Брауна, откуда ее приобрела российская императрица Екатерина II, «Скорчившийся мальчик» значится как произведение Микеланджело, происходящее из собрания Медичи. Купили его в 1784 году, оплатили покупку годом позже. В описи произведений, приобретенных для Екатерины, он присутствует уже без имени Микеланджело. И оценен в 641 рубль. Первоначально статуя попала в гроты Царского Села, где располагалась коллекция скульптуры. Там она значилась памятником античности.

После смерти Екатерины, когда скульптуры перевозили в Михайловский замок, «Скорчившийся мальчик» опять значился работой Микеланджело. Но до Михайловского замка он не доехал. Голландский путешественник, посетивший Петербург в 1800 году, упоминал, что в доме придворного архитектора Павла I Винченцо Бренны стоит статуя Микеланджело, изображающая сидящего человека. Когда Павла убили и Бренна покинул Россию, она оказалась в Академии художеств. В Эрмитаж «Скорчившийся мальчик» попал в 1851 году. С XIX столетия до середины XX он безоговорочно считался произведением Микеланджело. Потом возникли споры.

Было непонятно, для какого проекта создана скульптура. В 1922 году немецкая исследовательница обратила внимание на ранний рисунок Микеланджело проекта Капеллы Медичи, где в нишах наверху находятся скорченные фигуры. Рисунок датирован 1524 годом, когда начались работы над Капеллой Медичи. Такая точка зрения вызвала сомнения. Микеланджело отказался от этого замысла, да и вряд ли он мог начать работу над второстепенной статуей, которая не вошла в основной ансамбль. Кроме того, в письмах скульптор упоминает статуи, над которыми работал в то время. Их семь, «Мальчик» в это число не входит. Искали ученика Микеланджело, который мог бы его сделать. Не нашли.

Дважды мы показывали «Скорчившегося мальчика» на выставках в Италии, — рассказывает куратор выставки главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Андросов. — Моя гипотеза: у Микеланджело была мысль о скульптурах мальчиков наверху капеллы. Он не успел ее осуществить. Во Флоренции произошла революция, она была провозглашена республикой. Медичи изгнали, Флоренцию осадили войска Папы, Микеланджело принимал участие в создании оборонительных сооружений. Когда Флоренция пала, ему пришлось скрываться. Скорее всего, в это время он мог вернуться к работе над своим замыслом. На это указывают несколько фактов. Самый главный: во время пребывания статуи в Италии был сделан анализ мрамора. Он показал, что мрамор из каменоломни в Карраре, которая разрабатывалась около 1530 года. Мрамор не первого сорта, с которым Микеланджело обычно работал. Скорее всего, он взял его потому, что другого не было. Русский скульптор Николай Рамазанов писал, что, по его мнению, статуя сделана без модели, сразу выбита в мраморе. Видимо, у Микеланджело, пока он скрывался, было время этой статуей заниматься.

Выставка знакомит с произведениями живописи и скульп­туры, которые за исключением «Скорчившегося мальчика» обычно не выставляются. Вокруг главной скульптуры расположены еще тринадцать. Это копии с Микеланджело, в основном из собрания Фарсетти, созданные не позднее 1800 года, произведения его современников, друзей, соперников, учеников и подражателей. Некоторые прежде считались его работами. В их числе статуи «Оплакивание (Пьета)», «Моисей», «День» и «Вечер», «Скованный раб», выполненные неизвестными мастерами по оригиналу Буонарроти, а также «Никодим с телом Христа» Стефано Мадерно, «Спящий Геркулес» и «Голова фавна» Баччо Бандинелли, который считал себя соперником и конкурентом Микеланджело. Он был придворным скульптором, случалось, получал заказы, тому предназначенные.

Микеланджело4_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Дополняют скульптурный раздел два мраморных бюста — портреты Микеланджело. Один из них середины ХIХ века выполнен на основе посмертной маски. Другой, не исключено, создан при жизни мастера и приписывается Джованни Антонио Дозио, скульптору и архитектору из Тос­каны, входившему в римское окружение Микеланджело.

Живописная часть выставки дает представление о художниках начала XVI века, испытавших влияние Микеланджело. Это произведения Марчелло Венусти, Перино дель Вага и Джулиано Буджардини, а также работы школы Джорджо Вазари и мастерской Лоренцо ди Креди. В состав экспозиции вошло и несколько картин неизвестных мастеров середины и второй половины XVI столетия.

Три картины относятся к раннему периоду Микеланджело — самому началу XVI века, флорентийской школе. Большинство — к 1530 – 1540‑м годам, когда Микеланджело жил в Риме и делал рисунки, по которым другие художники писали картины. Самая большая и впечатляющая из них — «Оплакивание Христа» художника Перино дель Вага, которая датируется концом 1530‑х годов. Произведение крупного мастера, который был учеником Рафаэля, а затем сотрудничал с Микеланджело.

Читайте также:

Вспышка света. В манеже Малого Эрмитажа открылась уникальная выставка

В Эрмитаже завершилась реставрация кубка из горного хрусталя


#Микеланджело #Эрмитаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7915) от 27.05.2025 под заголовком «Гений подписи не ставил».


Комментарии