Гений подписи не ставил. В Эрмитаже открыта выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники»
В этом году исполнилось 550 лет со дня рождения Микеланджело Буонарроти скульптора, живописца, архитектора, поэта. Он прожил 88 лет, был знаменит, богат, при жизни признан гением.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Эрмитаж откликнулся на дату выставкой «Божественный Микеланьоло» и его современники» (6+). В центре Пикетного зала Зимнего дворца «Скорчившийся мальчик» — единственная в нашей стране и одна из немногих за пределами Италии работ Микеланджело. Их по пальцам одной руки можно пересчитать: два раба — «Восставший» и «Умирающий» в Лувре, «Мадонна с младенцем» в Брюгге, рельеф в Лондоне, нашлась разбитая статуя в Америке.
Единственное творение, подписанное мастером, — «Пьета» находится в Ватикане в капелле Святой Петрониллы рядом с собором Святого Петра. По легенде, Микеланджело подслушал разговор двух приезжих, посчитавших ее создателем Кристофо Солари по прозвищу Гоббо (Горбатый). Микеланджело ночью пробрался в капеллу и вырезал на поясе, пересекающем грудь Девы Марии, MICHAELA [N] GELUS BONAROTUS FLORENTIN [US] FACIEBA [T] («Микеланджело Буонарроти, флорентиец, исполнил»).
Долгая и запутанная история «Скорчившегося мальчика» выяснилась относительно недавно.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Скульптура принадлежала семье Медичи, была продана в Англию. В каталоге собрания Лайда Брауна, откуда ее приобрела российская императрица Екатерина II, «Скорчившийся мальчик» значится как произведение Микеланджело, происходящее из собрания Медичи. Купили его в 1784 году, оплатили покупку годом позже. В описи произведений, приобретенных для Екатерины, он присутствует уже без имени Микеланджело. И оценен в 641 рубль. Первоначально статуя попала в гроты Царского Села, где располагалась коллекция скульптуры. Там она значилась памятником античности.
После смерти Екатерины, когда скульптуры перевозили в Михайловский замок, «Скорчившийся мальчик» опять значился работой Микеланджело. Но до Михайловского замка он не доехал. Голландский путешественник, посетивший Петербург в 1800 году, упоминал, что в доме придворного архитектора Павла I Винченцо Бренны стоит статуя Микеланджело, изображающая сидящего человека. Когда Павла убили и Бренна покинул Россию, она оказалась в Академии художеств. В Эрмитаж «Скорчившийся мальчик» попал в 1851 году. С XIX столетия до середины XX он безоговорочно считался произведением Микеланджело. Потом возникли споры.
Было непонятно, для какого проекта создана скульптура. В 1922 году немецкая исследовательница обратила внимание на ранний рисунок Микеланджело проекта Капеллы Медичи, где в нишах наверху находятся скорченные фигуры. Рисунок датирован 1524 годом, когда начались работы над Капеллой Медичи. Такая точка зрения вызвала сомнения. Микеланджело отказался от этого замысла, да и вряд ли он мог начать работу над второстепенной статуей, которая не вошла в основной ансамбль. Кроме того, в письмах скульптор упоминает статуи, над которыми работал в то время. Их семь, «Мальчик» в это число не входит. Искали ученика Микеланджело, который мог бы его сделать. Не нашли.
— Дважды мы показывали «Скорчившегося мальчика» на выставках в Италии, — рассказывает куратор выставки главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Андросов. — Моя гипотеза: у Микеланджело была мысль о скульптурах мальчиков наверху капеллы. Он не успел ее осуществить. Во Флоренции произошла революция, она была провозглашена республикой. Медичи изгнали, Флоренцию осадили войска Папы, Микеланджело принимал участие в создании оборонительных сооружений. Когда Флоренция пала, ему пришлось скрываться. Скорее всего, в это время он мог вернуться к работе над своим замыслом. На это указывают несколько фактов. Самый главный: во время пребывания статуи в Италии был сделан анализ мрамора. Он показал, что мрамор из каменоломни в Карраре, которая разрабатывалась около 1530 года. Мрамор не первого сорта, с которым Микеланджело обычно работал. Скорее всего, он взял его потому, что другого не было. Русский скульптор Николай Рамазанов писал, что, по его мнению, статуя сделана без модели, сразу выбита в мраморе. Видимо, у Микеланджело, пока он скрывался, было время этой статуей заниматься.
Выставка знакомит с произведениями живописи и скульптуры, которые за исключением «Скорчившегося мальчика» обычно не выставляются. Вокруг главной скульптуры расположены еще тринадцать. Это копии с Микеланджело, в основном из собрания Фарсетти, созданные не позднее 1800 года, произведения его современников, друзей, соперников, учеников и подражателей. Некоторые прежде считались его работами. В их числе статуи «Оплакивание (Пьета)», «Моисей», «День» и «Вечер», «Скованный раб», выполненные неизвестными мастерами по оригиналу Буонарроти, а также «Никодим с телом Христа» Стефано Мадерно, «Спящий Геркулес» и «Голова фавна» Баччо Бандинелли, который считал себя соперником и конкурентом Микеланджело. Он был придворным скульптором, случалось, получал заказы, тому предназначенные.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Дополняют скульптурный раздел два мраморных бюста — портреты Микеланджело. Один из них середины ХIХ века выполнен на основе посмертной маски. Другой, не исключено, создан при жизни мастера и приписывается Джованни Антонио Дозио, скульптору и архитектору из Тосканы, входившему в римское окружение Микеланджело.
Живописная часть выставки дает представление о художниках начала XVI века, испытавших влияние Микеланджело. Это произведения Марчелло Венусти, Перино дель Вага и Джулиано Буджардини, а также работы школы Джорджо Вазари и мастерской Лоренцо ди Креди. В состав экспозиции вошло и несколько картин неизвестных мастеров середины и второй половины XVI столетия.
Три картины относятся к раннему периоду Микеланджело — самому началу XVI века, флорентийской школе. Большинство — к 1530 – 1540‑м годам, когда Микеланджело жил в Риме и делал рисунки, по которым другие художники писали картины. Самая большая и впечатляющая из них — «Оплакивание Христа» художника Перино дель Вага, которая датируется концом 1530‑х годов. Произведение крупного мастера, который был учеником Рафаэля, а затем сотрудничал с Микеланджело.
Читайте также:
Вспышка света. В манеже Малого Эрмитажа открылась уникальная выставка
В Эрмитаже завершилась реставрация кубка из горного хрусталя
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7915) от 27.05.2025 под заголовком «Гений подписи не ставил».
Комментарии