Жемчужина №217. В Эрмитаж из Екатеринбурга приехал шедевр Василия Кандинского

В Главном штабе Эрмитаж демонстрирует картину Василия Кандинского «Импровизация № 217 Серый овал» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Жемчужина №217. В Эрмитаж из Екатеринбурга приехал шедевр Василия Кандинского | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Четыре года назад в здании этого музея был открыт центр «Эрмитаж — Урал», куда приезжают выставки из Петербурга, в том числе и одного шедевра. Впервые екатеринбургский музей сделал ответный шаг.

Выставка открывает новый цикл «Музеи России в Эрмитаже». Как говорит Михаил Пиотровский, прежде всего будут задействованы эрмитажные центры-спутники. Внимание будет сосредоточено на авангарде, шедевры которого были рассеяны временем и властью по разным городам.

Коллекция русского авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств включает больше 60 произведений живописи и графики 1910 – 1920‑х годов. Она одна из самых представительных и полных в региональных музеях. «Импровизация № 217 Серый овал» Василия Кандинского поступила туда в 1920 году из Московского отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. У этой картины особый статус. Ее принимали многие музейные площадки, она объездила мир. Это бесспорный шедевр.

У Эрмитажа есть давняя традиция представлять картину-гостя в пространстве своей постоянной экспозиции. Так, «Дама в голубом, читающая письмо» Яна Вермеера из собрания Рийксмузеума висела рядом с залом Рембрандта.

«Серый овал» разместили в Главном штабе в зале, где представлены пять картин Кандинского. Интересно, что с двумя из них он уже встречался.

— «Зимний пейзаж» и «Вид Мурнау» висели в гостиной Кандинского в 1917 году. Он смотрел на них каждый день, приходил в мастерскую и писал эту импровизацию, — рассказывает куратор выставки научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Наталья Демина. — Как раз импровизаций художника в коллекции Эрмитажа нет. Есть эскизы, пейзажи, подготовки к композиции, но переходного шага от впечатления — импрессии к композиции у нас нет.

Кандинский делил свои работы на «импрессии», «импровизации» и «композиции», давал им номера. «Серый овал» дополняет представление о процессе перехода художника от предметности к беспредметности.

Сначала, возможно из‑за темной рамы, картина может показаться мрачной. Но если глубже вглядеться, появляется магия. Композиция, заключенная внутри овала, похожа на раскрытую раковину с жемчужиной внутри. Абстрактные красочные образы напоминают о чуде зарождения новой жизни. В эту работу художник вложил личные переживания.

В 1914 году с началом Первой мировой войны он вынужден был покинуть Германию и вернуться в Москву. Здесь он встретил Нину Андреевскую, пара вступила в брак, на пятьдесят первом году жизни художник узнал, что впервые станет отцом. Картина «Импровизация № 217 Серый овал» написана в счастливый период жизни Василия Кандинского.

В феврале 1919 года она была показана в Москве на V государственной выставке картин «От импрессионизма до беспредметности», открывшейся в здании Музея изобразительных искусств на Волхонке.

Читайте также: 

Этих дней не смолкнет слава. В РОСФОТО работает выставка «Страна Победы»

В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели»


#Эрмитаж #Кандинский #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7910) от 20.05.2025 под заголовком «Жемчужина № 217».


Комментарии