Любовь и верность в Русском музее. Выставку «Жизнь замечательных собак» ждали все, кто дружит с четвероногими друзьями
Выставка «Жизнь замечательных собак» (6+), которую давно ждали и предвкушали все, кто дружит с четвероногими друзьями человека и интересуется отечественным искусством, открылась в Мраморном дворце Русского музея. Но даже самые оптимистичные зрители не ожидали такого блистательного, умного, многослойного проекта, который хочется назвать феерическим спектаклем, в равной мере интересного фанатам всех пород и самым взыскательным любителям изобразительного искусства любых времен и направлений.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Император и Камчатка
«Название выставки — аллюзия к знаменитой серии книг «Жизнь замечательных людей». Она посвящена присутствию самого главного, самого честного друга человека, вне зависимости от того, к какому социальному классу он принадлежит, как в русской жизни, так в русском искусстве во все эпохи.
Во всем пространстве Мраморного дворца мы собрали более 400 произведений: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, нумизматика и историческая фотография. Абсолютное большинство экспонатов, более 90 процентов экспозиции, принадлежит Русскому музею. Здесь очень много шедевров первого ряда, которые украсят художественную жизнь Петербурга и всей страны. Но в первую очередь для нас это открытие новых пластов собрания Русского музея и обращение к самым светлым чувствам каждого человека — верности, доверию и безграничной любви. Это очень важно ценить, об этом нужно говорить», — рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Она добавила, что в России никогда прежде тема «Собака и человек» не становилась источником вдохновения для крупного музея. Среди представленных произведений — живопись, скульптура, графика, декоративное искусство, нумизматика и историческая фотография.
«Доминирующую часть выставки составляет классическое искусство — портреты императоров, великих князей, придворных дам, портреты детей с собакой, охота. То есть собака в самых разных проявлениях и ипостасях своей богатейшей жизни. Собака, которая всегда рядом с человеком и влияет бесконечно на нашу человеческую жизнь, даже тогда, когда мы этого не осознаем», — уверена Алла Манилова.
Уже начало этой выставки-спектакля покоряет. Двор Мраморного дворца, памятник Александру III — основателю Русского музея. Вокруг на траве расположились собаки, созданные из дерева и металла современными художниками Даниилом Каминкером, Вильгением Мельниковым и другими авторами. И сразу прочитываются две отсылки. В 1883 году моряки Балтийского флота, совершившие переход из Петропавловска-Камчатского в Кронштадт, подарили Александру III лайку. Он назвал ее Камчатка и позже в одном из писем заметил: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а Камчатка был такой!».

В одном из залов второго этажа Мраморного дворца представлены фотографии семьи Александра III, там можно увидеть Камчатку, собака всегда на первом плане.
Другая линия — Русский музей напоминает, что в Мраморном дворце обычно размещается постоянная экспозиция искусства XX – XXI веков. И только исключительная важность проекта ЖЗС потребовала разобрать ее на полгода, чтобы полностью отдать для выставки весь Мраморный дворец.
Собака Александра III и собаки современные — только начало перекличек, параллелей, рифм, которых в этом проекте множество. Считывать их — особое удовольствие, ради него мы и ходим в Русский музей.
Двигатель всего живого
Зал-эпиграф, названный «Глаза в глаза», настраивает зрителя на то, что он увидит много незнакомых ему произведений известных художников. Здесь и этюд «Собака» Ильи Репина, изобразившего сеттера по кличке Пегас, жившего в усадьбе Здравнево, и картина «Собака» Кузьмы Петрова-Водкина, нарисовавшего шпица по кличке Ласка. Эта собака вошла в историю русской литературы, ее держал на руках Александр Блок, когда читал рукопись поэмы «Двенадцать». Кстати, для любителей кинологии под каждой картиной размещен жетон с указанием породы изображенной собаки.
«Эволюционным путем, постепенно собака из чисто служебного существа, сопровождающего человеческое бытие, стала явлением гуманистической бескорыстной дружбы, взаимозависимости, а не просто зависимости от человека. Обратите внимание на портрет Марфы Апраксиной, который является предсвадебным изображением, а наличие собаки, символа верности, свидетельствует о готовности к семейной жизни. Или на портрет княгини Екатерины Голицыной, статс-дамы Елизаветы Петровны, с мопсом, предоставленный для нашей выставки Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На нем показана одна из образованнейших женщин своего времени. В этих и других работах художникам важно не столько точное анималистическое изображение, их интересует эмоциональная связь человека и собаки», — размышляет Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, руководитель проекта.
«Мы сделали добрую, позитивную выставку. Собрав весь материал, увидели, как собака очеловечивает любой репрезентативный портрет. Возьмем изображение Екатерины II кисти Владимира Боровиковского. На нем представлена не законодательница, а помещица в домашней одежде с левреткой. Собаки и дети — популярная тема, в них «двигатель» всего живого. Футуристы любили движение, поэтому собаки появляются на картинах Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Архитектор выставки Анна Ильина, работавшая с нами на выставке «Весть», радикально изменила пространство Мраморного дворца. По-моему, получилось интересно», — добавляет Александр Боровский, главный эксперт Русского музея по творческим стратегиям, руководитель проекта.
После таких наставлений приступаю к знакомству с выставкой, которая еще и открыла прежде недоступные публике залы дворца. Портрет Екатерины II с любимой левреткой помещен в двусветный Мраморный зал. Здесь полезно вспомнить, что дворец строился Екатериной II для Григория Орлова, который помог ей взойти на трон.
Зал требует воздуха, и рядом с шедевром Боровиковского кураторы удачно поместили легкие полупрозрачные платья из коллекции модельера Татьяны Парфеновой «Планета животных». Мария Салтанова, руководитель кураторской группы, показывает мне особенности нарядов: «На подолах длинных платьев вышиты роскошные русские борзые. Это образ собаки, идущей рядом с дамой. Платье колышется от ходьбы, борзая не отстает ни на шаг».
В Ротонде показаны два каминных экрана, на которых изображены спаниель Мутон и пудель Мустафа — любимые собаки графа Александра Строганова, попечителя строительства Казанского собора, и его невестки Софьи, фрейлины четырех императриц, переводчицы Данте. Так скромные предметы могут рассказать важные истории.
Бульдог в Зимнем саду
Уверен, что залы «Верные друзья детства» будут среди самых популярных на выставке. Назову некоторые работы старых мастеров: картину «Мальчик с болонкой» Александра Варнека, скульптуру «Друзья» Паоло Трубецкого, жанровую сцену «Вот те и батькин обед!» Алексея Венецианова — собака съела припасы, которые мальчик собирался отнести отцу, оба печальных персонажа чувствуют себя виноватыми. «Портрет Андрея Бакста» с игрушечной собачкой выполнен отцом, известным художником, когда мальчику исполнился год. В советском разделе интересен рисунок Алексея Пахомова «В школу» — крошечный щенок подает ученику длинную рейсшину.
Прежде чем посмотреть большой важный раздел «В присутствии собак», можно зайти в Зимний сад. Наверняка там не бывали даже завсегдатаи Русского музея. Сейчас среди растений помещена скульптура «Бульдог» Георгия Малышева, до 1917 года она находилась в Мраморном дворце.
Что касается «Присутствия», то в нем центральное место занимает «Завтрак аристократа» Павла Федотова. Его персонаж — никакой не аристократ, и завтракает он куском черного хлеба. Но белый пудель подстрижен по последней моде. Картина предоставлена Третьяковской галереей. С ней рифмуется «Сватовство чиновника к дочери портного» Николая Петрова. Молодой человек явно звезд с неба не хватает, что чует охотничья собака. Девушка предпочла бы выйти за молодого подмастерья, изображенного рядом.
«Охотничьи» залы заставляют вспомнить Пушкина — «Пора, пора, рога трубят» и Тургенева — «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца…». Здесь в центре событий — картина Василия Перова «Охотники на привале», знаменитое полотно про охотничьи байки. Не пропустите редкий рисунок «Борзая царской охоты» Валентина Серова, рисунки ненецких примитивистов 1930‑х годов Константина Панкова и Алексея Самара, «Охоту» советского академиста Бориса Угарова.
Прежде чем подняться на третий этаж, можно на дворцовой лестнице потрогать руками бронзовых собак. Это работы скульптора Марины Островской, предоставившей подлинники для инклюзивности выставки.
Среди работ последних лет назову объект Ивана Горшкова «Карнавал нейронных сетей» — ироничное высказывание про искусственный интеллект, который если и сможет сконструировать собаку, то очень далекую от человеческих представлений об этом животном. Выставку завершают две работы, созданные специально для ЖЗС, — вышивка Саши Браулова «Для друга ничего не жалко» о человеке, отдавшем последний ботинок на съедение любимому щенку, и картина Анатолия Белкина «Живущие для любви» — групповой собачий портрет. Под ним — 14 фишек с названиями пород.
Читайте также:
Этих дней не смолкнет слава. В РОСФОТО работает выставка «Страна Победы»
В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7909) от 19.05.2025 под заголовком «Любовь и верность в Русском музее».
Комментарии