Более 60 тысяч человек прикоснулись к искусству. Как прошла «Ночь музеев» в Петербурге?
Традиционная «Ночь музеев» в Петербурге, когда музеи, выставочные и концертные залы города работают допоздна, а многие до утра, была посвящена 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Главной темой стали «Герои». Участники акции предложили зрителям посмотреть, послушать, поразмышлять над тем, кого можно назвать героем.

ФОТО: Русский музей
Юный участник войны
Обычно «Ночь» начинается в шесть вечера. Русский музей уже в полдень провел на выставке «Страна Побед» (6+) уникальное творческое занятие под названием «Рисунок Победы». Детям 6 – 9 лет показали экспозицию, ребята услышали стихотворения и песни, сочиненные в годы Великой Отечественной войны, воспоминания сотрудников Русского музея, работавших в годы блокады Ленинграда над спасением художественных ценностей. В завершение занятия каждый его участник создал рисунок, посвященный Дню Победы.
Затем занятия в Русском музее переместились в павильоны Михайловского замка. В восточном павильоне Дарина Абдуллина, заведующая отделом творческих проектов Российского центра музейной педагогики, работающего в Русском музее, провела мастер-класс по отливке из гипса военной символики Михайловского дворца, отразившей победу над Наполеоном. В этом году исполняется 200 лет со времени завершения строительства главного здания Русского музея. После занятия Абдуллина познакомила детей с выставкой «Маленькие истории о больших победах» (6+). По словам музейного педагога, проект связан с выставкой «Страна Побед» и построен как рассказ о ключевых событиях нашей истории глазами подростков — Василия, сына Дмитрия Донского, выигравшего Куликовскую битву; Виллима Фермора, сына сподвижника Петра I, великого князя Михаила Павловича, брата Александра I; Анатолия Солодовникова, юноши, участника Великой Отечественной войны. Он мечтал поступить в Академию художеств и отразить все увиденное и пережитое, но погиб в 1945 году. Музей школы № 111 предоставил рисунки Анатолия, его письма и детские фотографии. Музей школы № 193 — письма детей из блокадного Ленинграда на фронт и ответы на них, переданные Александром Мамаевым из семейного архива. Пронзительные документы.
Тем временем в западном павильоне состоялся мастер-класс «Георгиевский крест», который провела Татьяна Капранова, ведущий специалист Центра мультимедиа Русского музея. Она рассказала о картинах из собрания музея с изображениями Георгиевских кавалеров и предложила детям сделать макет награды. Все справились с заданием.

Надо было возвращаться в восточный павильон, где начинались сразу два мастер-класса — для детей и взрослых, приуроченные к только что открывшейся в Мраморном дворце выставке «Жизнь замечательных собак» (6+). Как рассказала Ксения Товстолутская, музейный педагог, дети выбрали тему «Портрет питомца». Варя нарисовала французского бульдога Симону, которая старше девочки на год, они росли рядом. Маша изобразила папийона Юкки.
Ира, десяти лет, решила выступить со взрослыми, она нарисовала акриловыми красками чихуахуа Оливию. Немного опоздала на взрослый мастер-класс Зинаида, она задержалась на выставке ЖЗС. Пришла рисовать свою Цесси-Доротею — кавалер-кинг-чарльз-спаниеля. На мой вопрос, что понравилось на выставке, включила фото на смартфоне. Это была картина Александра Добренова «Собака у корзины с битой дичью». Действительно, редкое произведение.
Дорогому бойцу
Премьерным был следующий адрес: 8‑я линия, 61, где находится научная библиотека Северо-Западного института управления Президентской академии. Вуз впервые открыл двери памятника архитектуры — Благовещенского синодального подворья. Часть этого здания занимает библиотека. Сотрудники и студенты института подготовили часовую экскурсию, в которую вошли знакомство с сохранившимися историческими интерьерами, рассказ об истории института и спектакль «Книги блокадного города».
Специально к «Ночи музеев-2025» Оксана Великодворская и Елена Шалаева, сотрудницы библиотеки, подготовили выставку. Дом для подворья был построен в 1899 году по проекту архитектора Василия Косякова, известного мастера русского стиля. Домовая церковь также спроектирована Косяковым, она была доступна для всех молящихся и действовала до 1919 года. Институт ведет свою историю от Рабоче-крестьянского университета, созданного в 1918 году. Ему досталась часть библиотеки Государственной думы Российской империи с красивыми печатями. Главный экспонат выставки — инвентарная книга 1944 года. Под номером 16 записан сборник «Комсомол города Ленина», выпущенный в 1943 году «Лениздатом». Рядом помещена сама книга.

Шалаева приглашает нас подняться по старинной лестнице с изящными чугунными ограждениями и показывает на площадке третьего этажа фреску «Святой Николай перед императором Константином» художника Андрея Славцева. Еще одна его фреска — «Григорий Двоеслов» — находится в церковном зале, где сохранился изящный деревянный резной свод. Сейчас там расположен читальный зал библиотеки. Публика заняла стулья за столами с традиционными зелеными лампами. Великодворская и студенты сыграли спектакль, созданный на основе стихотворений Ольги Берггольц и других авторов, изданных в блокадном Ленинграде. На экране проходят издания той поры. Например, книга Александра Ханукаева, сапера, лично обезвредившего 80 бомб, о своей боевой работе. В библиотеке хранится книга воспоминаний об актрисе Марии Ермоловой, она ценна дарственной надписью: «На память дорогому бойцу, защитнику города Ленина. От девушки ленинградки Марины Алексеевой. 18/II/43».
После спектакля общаемся с его участниками. Две Анастасии, Кристина и Федор говорят, что считают важным сохранять историческую память. Спектакль дал возможность попробовать себе в актерском искусстве.
Открытка из 1941 года
С Васильевского острова снова перемещаемся в центр, в церковь Петра и Павла на Невском, 22. Экскурсовод Наталия рассказывает об истории храма, построенного по проекту Александра Брюллова. Алтарь украшала большая картина «Распятие» его брата Карла. Сейчас она входит в собрание Русского музея и недавно демонстрировалась на выставке «Великий Карл». Для церкви была создана копия.
После осмотра главного зала храма, который в советское время был превращен в плавательный бассейн, а в начале 1990-х годов был возвращен верующим, поднимаемся на западную башню, где сохранились старинные колокола, и восточную, где в годы Великой Отечественной войны размещался наблюдательный пункт МПВО. Для «Ночи музеев» была подготовлена небольшая выставка о работе противовоздушной обороны в годы блокады. Среди документов — открытка, отправленная 27 сентября 1941 года (кольцо блокады уже замкнулось) из Ленинграда в Беломорск. Отправитель пишет врачу Антонине Афанасьевой, что по очереди с соседями дежурит на крыше дома «для наблюдения за врагом» Здесь важен точный обратный адрес: улица Плеханова, д. 1, кв. 4. Это здание по нынешней Казанской улице находится напротив храма на другой стороне Невского проспекта.
Рассматривая из башни красоты Петербурга, замечаем нескольких кошек, сидящих в окне мансардного шестого этажа соседнего дома. «Это местная достопримечательность, — поясняет Наталия, — коты Петербурга. У пенсионерки живут 16 котов и кошек».
Шостакович и собаки
Спустившись с высоты 30 метров на землю, замечаем, что пора идти в Большой зал петербургской Филармонии, где проходит традиционный концертный марафон. В этом году он посвящен Дмитрию Шостаковичу и 50‑летию присвоения Филармонии его имени. В марафоне звучали симфонии, балетная и киномузыка композитора. В фойе можно было с помощью кепки и круглых очков примерить на себя образ молодого Шостаковича. «Как вас зовут, Дмитрий Дмитриевич?» — спросил я у трех мужчин разного возраста. Юрий сообщил, что интересуется советской музыкой, после Большого зала пойдет в Капеллу. Сергей купил билет на три посещения «Ночи музеев» и все — в Филармонию. Андрей первый раз на фестивале и решил ограничиться концертом «Шостакович и кино».
Настало время вернуться в Русский музей, в «Ночь музеев» работа выставок «Страна Побед» и ЖЗС была продлена до 23.00. Из отзывов на эти экспозиции. «Страна Побед»: «Настоящее откровение — удивительная ясность и понимание цели происходящего. Все грамотно и тщательно выстроено. Есть единая мысль». «Я благодарен судьбе, что в моей жизни есть Русский музей. Спасибо за очередное вдохновение всем принимавшим участие в этой замечательной выставке во главе с Аллой Юрьевной Маниловой». «Спасибо за тему, эмоции, новые впечатления, знания, открытия!».
ЖЗС: «Здесь витает хорошая, добрая энергетика, красиво и очень атмосферно. Совершенно очевиден успех этого талантливого проекта. Очень милая задумка Аллы Юрьевны Маниловой с наклейками с названием породы собак говорит о тщательной творческой проработке всей композиции. Невероятно душевная и яркая выставка». «Советую посетить выставку семьям с детьми. Всем будет интересно». «Хочу собаку!».
Античное и вечное
В финале нашего маршрута мы поехали в центр «Петербургский художник», где недавно открылись две выставки, отвечающие главной теме «Ночи музеев-2025». Одна называется «Победа» (6+) и представляет работы советских художников-фронтовиков и работы следующего поколения мастеров академической школы. Интерес посетителей вызвали картины «Балтийцы» Василия Борисенкова, «Атака отбита» Маргариты Рубан, «Портрет старого солдата» Георгия Мороза. На почетном месте — «Портрет художника Евсея Моисеенко» Бориса Семенова.
Вторая выставка — «Близкое вечное» (6+) знакомит зрителя с творчеством художниц, матери и дочери Марии и Ольги Смирновых. Мария окончила Академию художеств в мастерской Бориса Иогансона, но сознательно выбрала непубличную жизнь: работа в Художественном фонде по заказам, все остальное — для себя, за 93 года жизни — ни одной персональной выставки. После закрытия фонда художнице пришлось распродать много картин, теперь они рассеяны по миру. Выставка, в основном лирические пейзажи русской природы, представляет сохранившееся у дочери. Ольга в годы учебы в академии по собственной инициативе ездила в командировку на строительство БАМа, а позже несколько сезонов работала с археологами на раскопках в Краснодарском крае. Оттуда картины «Амфоры» и «Млечный путь».
Дарья Цурикова, куратор выставки, придумала для «Ночи музеев» квест «В поисках лирического героя». Какой вариант ответа на вопрос, что брал с собой художник на академическую дачу — удочку, этюдник, подарки для местных жителей, — вы бы выбрали?
Утром организаторы сообщили, что «Ночь музеев» посетили 60 тысяч человек.
Читайте также:
Этих дней не смолкнет слава. В РОСФОТО работает выставка «Страна Победы»
В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7909) от 19.05.2025 под заголовком «Герои музейной ночи».
Комментарии