Фестиваль «Опера – всем» в Петербурге открылся оперой «Борис Годунов»
Девятый фестиваль «Опера – всем» открылся оперой «Борис Годунов» Мусоргского, показанной на Соборной площади Петропавловской крепости, сообщает МИА «МИР».

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
В программе этого петербургского фестиваля опер под открытым небом рядом с известным оперным названием свою наиболее эффектную роль отыгрывает еще и архитектурный памятник. Почему бы не посидеть у Петропавловского собора, у Елагина или Екатерининского дворцов, не полюбоваться их роскошью под аккомпанемент Верди, Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки или Моцарта. На «Опере – всем» любят удивлять из года в год неповторяющимся репертуаром, азартно заботясь об адаптации разных опер к народному общедоступному формату.
Правда, музыкальная составляющая в этом проекте напоминает лотерею, когда слушателям, в зависимости от распределения бюджета, могут предложить солистов первого ряда, а могут представить и незрелых студентов Консерватории. То же и с режиссурой, которая может оказаться впечатляющей, а может получиться и откровенно провальной. Кочующий характер событий фестиваля не способен гарантировать высоких исполнительских стандартов еще и потому, что слабой стороной здесь всегда является акустика, в которой не всегда спасают, а иногда просто мешают подзвучки. Вдобавок ко всему свое слово из года в год говорит и капризная погода.
В этом году фестиваль был вынужден решать еще и проблему переноса сроков его проведения, но, к счас тью, всего на три недели. Вступительные речи авторов проекта затянулись, но понять их волнение было можно, ведь им удалось договориться с Роспотребнадзором, который вошел в положение и разрешил показать целых четыре оперы!
«Бориса Годунова» Мусоргского в какой момент истории ни поставь, все будет актуально: голодным всегда будет не хватать хлеба, а правителям _ границ власти. Но режиссер этой постановки Вадим Милков-Товстоногов не ставил целью укрупнять или заострять акценты во время, и без того лихое. Понимая, что имеет дело со сжатыми сроками, он предложил вторичную, скромную учебную версию, не вызывающую вопросов, не мешающую музыке говорить самой за себя. Музыке поначалу мешала некачественная подзвучка, то подхватывающая голоса ассистентов за сценой, подсказывавших, кому куда выходить, то превращавшая хор в один голос, то выпячивающая жирные «кляксы» в оркестре под управлением Фабио Мастранджело.
Деловые, лаконичные, в меру выразительные декорации художника Юлии Гольцовой в виде гигантских книг, украшенных драгоценными камнями, напоминали о том, что опера обязана книге, как и сюжет Пушкина – «Истории государства Российского», а та в свою очередь – Пимену-летописцу.
Самым слабым звеном постановки оказался образ Бориса, воплощать который пригласили солиста, не обладающего вокально-драматическими возможностями должного масштаба. Виталий Янковский, загримированный не столько под царя, сколько под какого-то басурмана, разбойника в неказистом черном парике, очень сильно старался. Но непроработанные сценические манеры и тремоло в тембрально небогатом голосе, связанные с недостатком опоры и глубины дыхания, не давали искушенным слушателям шанса поверить, что перед ними – царь Борис, партию которого исполняли Шаляпин, Пирогов, Штоколов, Охотников.
Рискованно было приглашать на партию Самозванца, куда обычно ищут теноров-премьеров, и тенора Артема Мелихова, который старался, но спел как смог. Исторической карикатурой получился Шуйский у тенора Ильи Лавелина. Колоритной оказалась чувственная Шинкарка в исполнении Анастасии Некрасовой.
Опера, разумеется, шла с купюрами, но эффекта ради были добавлены несколько сцен из второй редакции – Польского акта, включавшие сцену у фонтана с Самозванцем и Мариной Мнишек и громокипящий, острохарактерный полонез. Яркой вокально-драматической вспышкой спектакля стала сцена в корчме на литовской границе с участием чернеца Варлаама в исполнении солиста Академии молодых певцов Мариинского театра Дениса Беганского. Ему удалось показать, какая стихийная сила кроется в малограмотном народе, коль скоро дело до края дойдет.
Фестиваль продлится до 22 августа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6738) от 11.08.2020 под заголовком «Шинкарка была хороша».
Материалы рубрики
В Петербурге проходит фестиваль «БТК. Generation»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии