Эрмитаж открыл две выставки о войне

Эрмитаж открыл две выставки: «По разные стороны линии фронта» и «Эрмитаж. Будни войны». Музей не просто хранит память, он создает проекты, выставки и книги, которые позволяют его посетителям ощутить себя частью живой истории.

Эрмитаж открыл две выставки о войне | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Экспозиция, представленная в Манеже Малого Эрмитажа, невелика и сдержанно, лаконично оформлена. Предметы, которые собраны здесь, до сих пор мало кто видел. Это ящики, в которых экспонаты Эрмитажа вывозились в эвакуацию (в первый раз – в 1917 году, во второй – в 1941-м). Это багры, щипцы и другие инструменты, с помощью которых сотрудники музея тушили зажигательные бомбы. Это фрагменты перекрытий музейных зданий, поврежденные немецкими снарядами. И осколки самих снарядов, разорвавшихся в залах. Посетители не могут к ним прикоснуться, но тактильные ощущения все равно возникают – так устроен наш мозг. И глядя на эти куски металла, ощущаешь их холод, смертельную силу.

В феврале 1946 года директор Эрмитажа Иосиф Орбели принял участие в Нюрнбергском процессе. «Академик выступал на свидетельской трибуне, как прокурор, – писала тогда газета «Правда». – Он приводил только факты». Он назвал количество снарядов, выпущенных по Эрмитажу фашистами, и количество бомб, сброшенных на музей. «Я не артиллерист, – сказал Орбели, когда адвокаты подсудимых попытались смягчить обвинение. – Преднамеренность артиллеристского обстрела Эрмитажа для меня и всех моих сотрудников была ясна потому, что повреждения причинены музею не случайным артиллерийским налетом, а последовательно, при тех методических обстрелах города, которые велись на протяжении многих месяцев. Я никогда не был артиллеристом, но в Эрмитаж попало тридцать снарядов, а в расположенный рядом мост – всего один. Я могу с уверенностью судить, куда целились фашисты. В этих пределах – я артиллерист!» Эта фраза стала легендарной. И теперь от нее снова сжимается сердце.

Вторая выставка – «По разные стороны линии фронта» – развернута в Западине Восточной галереи Зимнего дворца. Она была подготовлена еще в прошлом году, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, но из-за пандемии открытие перенесли на год. Здесь представлены издания и графика, созданные в советских и немецких типографиях в годы войны и после нее.

Выставка_Кареты.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В их числе книги Веры Инбер «Пулковский меридиан» и «Почти три года. Ленинградский дневник», напечатанные в Ленинграде в 1940-х годах. А также вышедшие уже в XXI столетии «Воспоминания о блокаде» Вячеслава Глинки, хранителя отдела истории русской культуры, и «Воспоминания о войне» Николая Никулина, специалиста по искусству Нидерландов, Фландрии и Германии XV – XVIII веков. Рядом – известные многим рисунки Александра Никольского и Веры Милютиной, виды блокадного Ленинграда и опустевшего раненого Эрмитажа.

В соседних витринах издания, вышедшие по другую линию фронта. Среди них подарочный альбом «12 изображений России», напечатанный к Рождеству 1943 года для немцев, осаждавших наш город. Помимо видов разоренных пригородов (Петергофа, Царского Села, Гатчины) в него включена рождественская открытка. Трое немецких солдат в зимней форме сгрудились вокруг заключенного в сердце изображения женщины с детьми. Они встречают Рождество на фронте, вспоминая свои семьи.

Есть на выставке и агитационные материалы – плакаты и листовки, советские и немецкие. Есть карта боевых действий на Ленинградском фронте и «Летопись возрождения» – книга с фотографиями разрушенного и восстановленного Большого дворца в Петергофе. Есть многое другое. Все вместе эти экспонаты складываются в наглядную и объемную картину – противостояния, борьбы, человеческой боли.

В большинстве учебных заведений историю изучают как мозаику фактов, вычленяя те или иные закономерности, запоминая даты. Эрмитаж предлагает свою версию, собранную из живых впечатлений, конкретных судеб.

#выставка #Эрмитаж #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (6922) от 13.05.2021 под заголовком «Эрмитаж на меридиане войны».


Комментарии