Эрмитаж открыл две выставки о войне

Эрмитаж открыл две выставки: «По разные стороны линии фронта» и «Эрмитаж. Будни войны». Музей не просто хранит память, он создает проекты, выставки и книги, которые позволяют его посетителям ощутить себя частью живой истории.

Эрмитаж открыл две выставки о войне | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Экспозиция, представленная в Манеже Малого Эрмитажа, невелика и сдержанно, лаконично оформлена. Предметы, которые собраны здесь, до сих пор мало кто видел. Это ящики, в которых экспонаты Эрмитажа вывозились в эвакуацию (в первый раз – в 1917 году, во второй – в 1941-м). Это багры, щипцы и другие инструменты, с помощью которых сотрудники музея тушили зажигательные бомбы. Это фрагменты перекрытий музейных зданий, поврежденные немецкими снарядами. И осколки самих снарядов, разорвавшихся в залах. Посетители не могут к ним прикоснуться, но тактильные ощущения все равно возникают – так устроен наш мозг. И глядя на эти куски металла, ощущаешь их холод, смертельную силу.

В феврале 1946 года директор Эрмитажа Иосиф Орбели принял участие в Нюрнбергском процессе. «Академик выступал на свидетельской трибуне, как прокурор, – писала тогда газета «Правда». – Он приводил только факты». Он назвал количество снарядов, выпущенных по Эрмитажу фашистами, и количество бомб, сброшенных на музей. «Я не артиллерист, – сказал Орбели, когда адвокаты подсудимых попытались смягчить обвинение. – Преднамеренность артиллеристского обстрела Эрмитажа для меня и всех моих сотрудников была ясна потому, что повреждения причинены музею не случайным артиллерийским налетом, а последовательно, при тех методических обстрелах города, которые велись на протяжении многих месяцев. Я никогда не был артиллеристом, но в Эрмитаж попало тридцать снарядов, а в расположенный рядом мост – всего один. Я могу с уверенностью судить, куда целились фашисты. В этих пределах – я артиллерист!» Эта фраза стала легендарной. И теперь от нее снова сжимается сердце.

Вторая выставка – «По разные стороны линии фронта» – развернута в Западине Восточной галереи Зимнего дворца. Она была подготовлена еще в прошлом году, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, но из-за пандемии открытие перенесли на год. Здесь представлены издания и графика, созданные в советских и немецких типографиях в годы войны и после нее.

Выставка_Кареты.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В их числе книги Веры Инбер «Пулковский меридиан» и «Почти три года. Ленинградский дневник», напечатанные в Ленинграде в 1940-х годах. А также вышедшие уже в XXI столетии «Воспоминания о блокаде» Вячеслава Глинки, хранителя отдела истории русской культуры, и «Воспоминания о войне» Николая Никулина, специалиста по искусству Нидерландов, Фландрии и Германии XV – XVIII веков. Рядом – известные многим рисунки Александра Никольского и Веры Милютиной, виды блокадного Ленинграда и опустевшего раненого Эрмитажа.

В соседних витринах издания, вышедшие по другую линию фронта. Среди них подарочный альбом «12 изображений России», напечатанный к Рождеству 1943 года для немцев, осаждавших наш город. Помимо видов разоренных пригородов (Петергофа, Царского Села, Гатчины) в него включена рождественская открытка. Трое немецких солдат в зимней форме сгрудились вокруг заключенного в сердце изображения женщины с детьми. Они встречают Рождество на фронте, вспоминая свои семьи.

Есть на выставке и агитационные материалы – плакаты и листовки, советские и немецкие. Есть карта боевых действий на Ленинградском фронте и «Летопись возрождения» – книга с фотографиями разрушенного и восстановленного Большого дворца в Петергофе. Есть многое другое. Все вместе эти экспонаты складываются в наглядную и объемную картину – противостояния, борьбы, человеческой боли.

В большинстве учебных заведений историю изучают как мозаику фактов, вычленяя те или иные закономерности, запоминая даты. Эрмитаж предлагает свою версию, собранную из живых впечатлений, конкретных судеб.

#выставка #Эрмитаж #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (6922) от 13.05.2021 под заголовком «Эрмитаж на меридиане войны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?