В Кронштадте представлена выставка о работе художников и фотографов в годы войны
Рисунки Анатолия Трескина, знаменитого ленинградского реставратора монументальной живописи, стали центром выставки, посвященной работе художников и фотографов в годы войны. Она приурочена к Дню Победы и открылась в Музее истории Кронштадта.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Еще в довоенное время Трескин, выпускник ВХУТЕМАСа, спасал убранство Юсуповского и других дворцов, ставших историко-бытовыми музеями. В 1950-е он будет реставрировать интерьеры всех знаменитых зданий Ленинграда, где находятся живописные плафоны, возглавит работы по воссозданию живописи в Павловском дворце.
В годы войны Анатолий Трескин служил главным художником Политуправления Балтийского флота, которое размещалось в Кронштадте. В его обязанности входили создание эскизов плакатов и иллюстраций для газет. Некоторые из них представлены на выставке. Но самые интересные рисунки – для себя, они относятся к 1941 году. Это два портрета – молодого офицера и молодого пехотинца, а также миниатюрный набросок к картине «Таллинский переход». Художник думал о том, как увековечить трагические события, значит, твердо верил в победу.
В той же группе художников служил Иван Меркеев. Среди персонажей его рисунков – Ольга Берггольц, в апреле 1942 года она читала стихи в Кронштадте; Евгений Осипов, подводник, Герой Советского Союза; Михаил Алексеев, командир форта «Обручев»; Василий Пронин, артиллерист; наводчики у орудия на форте «Тотлебен». Для будущего воссоздания фортов это будут важные исторические свидетельства.
Военно-медицинский музей предоставил фотографии, сделанные в начале мая 1945 года в Берлине Елизаветой Микулиной и Валерием Фаминским. Они служили в одной из бригад, которая фиксировала будни фронтовых медиков. Некоторые снимки были показаны шесть лет назад в РОСФОТО. Теперь – продолжение знакомства с редкой серией.
Одновременно в соседнем зале представлен проект, посвященный 30-летию Музея истории Кронштадта. Он называется «Как устроен музей?» и показывает разнообразные фотографии, предметы и материалы из всех 12 фондов. Среди старых снимков один сделан 80 лет назад, 16 мая 1941 года, – «1А класс школы # 422». Тридцать пять учеников с учительницей. Может быть, кто-то найдет на ней своих родственников? К 1950 – 1960-м годам относится фото «Полуденная пушка на набережной Средней Гавани в Петровском парке». Три года назад в Кронштадте возрождена традиция сигнального выстрела.
Предметный мир города у моря разнообразен. Белое хлопковое дамское платье сопровождают черные боты с пустотелым каблуком. В них можно вставить ногу в туфельке. На супнике выбиты буквы «РККФ» – Рабоче-крестьянский Красный флот. Предмет, похожий на пассатижи, на деле является «пулелейкой» – устройством для отливки пуль. В 1905 году для офицеров было издано пособие «Начала телеграфирования без проводов». Главный раритет выставки – кусок грунта со мхом, привезенный полярниками с антарктической станции «Беллинсгаузен».
В летописи музея названы все, кто участвовал в его создании. Виктор Ключников, военный инженер, председатель Кронштадтского клуба краеведов, создавал рисунки-реконструкции оборонительных сооружений города-крепости на разное время. Например, «Батареи Литке» на 1855 год.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (6922) от 13.05.2021 под заголовком «Реставратор тоже воевал».
Материалы рубрики
Во Владимире открылся новый культурно-выставочный центр
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии