Для балалайки нет границ

Завершилась петербургская международная неделя балалайки «Русское чудо», посвященная 130-летию со дня рождения профессиональной концертной балалайки. В академической Капелле состоялся гала-концерт с участием лучших исполнителей на русских национальных инструментах. Среди главных звезд фестиваля был петербургский «Эссе-квинтет»,в состав которого входят молодые профессиональные музыканты, виртуозно исполняющие музыку на домре, балалайке, балалайке-контрабасе и двух аккордеонах с уникальной клавиатурой. На протяжении десяти лет «Эссе-квинтет» собирает аншлаги по всему миру. Как им это удается, участник коллектива Кирилл ЕВСЕЕВ рассказал журналистке Полине ВИНОГРАДОВОЙ.

Для балалайки нет границ | ФОТО Александра ПЕТУХОВА

ФОТО Александра ПЕТУХОВА

- У кого родилась идея создать ансамбль национальных инструментов, исполняя на них современный репертуар?

- Идею предложил наш педагог заведующий кафедрой русских народных инструментов Санкт-Петербургского университета культуры и искусств профессор Николай Кравцов. Когда мы все учились на первом курсе, преподавать в университет из Барнаула приехал композитор, аранжировщик Юрий Крамарь. У него в Сибири был подобный ансамбль, и он охотно стал нашим художественным руководителем, развивая в нас вкус к хорошим современным инструментовкам.

Мы всегда хотели быть услышанными в молодежной среде и понимали, что очень многое зависит от репертуара. Мы обязательно включаем в концерты русскую национальную музыку, но как бы переводим ее на современный музыкальный язык, подстраиваемся под вкусы нового поколения, учитываем предпочтения молодой аудитории. По сути, это и наши предпочтения.

Понимание того, что и как нужно играть, нам передали наши педагоги Николай Кравцов и Юрий Крамарь, по их следам мы идем дальше. Например, Юрий Крамарь не любил миксовать. Сейчас многие любят всякие каламбуры и поппури, а мы это никогда не используем, стараемся в произведении соединить и развить не больше двух тем, если слышим, как интересно они могут звучать, переплетаясь, дополняя друг друга.

- Исполнение какого произведения считаете смелым поступком?

- Самое смелое, на что мы решились, - исполнение музыки Майкла Джексона на конкурсе «Терем-Кроссовер» в 2009 году. Наш руководитель Юрий Крамарь сказал, что ему приснилось, будто нам нужно совместить хит Майкла Джексона с шедеврами Вивальди. Получилось очень интересно. Позже, уже когда Юрия Крамаря не стало, у нас появилась идея сделать еще один кроссовер, соединяя «Горного короля» Эдварда Грига и музыку рокеров Muse. В дальнейшем был «Лесной царь» Шуберта и Nightwish, снова сошлись классика и рок. Но в каждом новом произведении мы брали не больше двух тем, чтобы мысль развивалась полноценно.

- Как началась ваша международная карьера?

- Первый зарубежный выезд был в Италию на два конкурса - кубок города Ланчано и конкурс музыки Астора Пьяццоллы «Либертанго», где мы получили первые места. В сложном трехтуровом конкурсе с нами соревновались уже громко заявившие о себе ансамбли, имеющие в своем составе инструменты, на которых традиционно исполняется музыка Пьяццоллы. А у нас - русские национальные инструменты и полное тогда отсутствие опыта участия в подобных конкурсах. Такого успеха от нас мало кто ждал.

Затем мы участвовали еще в шести международных конкурсах. Самый крупный и престижный из них - «Кубок мира», который проводится под эгидой ЮНЕСКО. Там, после трудного отбора, играют лучшие. Мы вытянули первый номер в жеребьевке, а музыканты знают, что играть первыми на конкурсе очень сложно хотя бы потому, что жюри еще не с чем сравнивать и снизить балл могут за любую помарку. Мы играли музыку эстонского композитора Яна Ряэтса, «Камлания» Юрия Крамаря, этническое сочинение, шаманское, чтобы подчеркнуть свою национальную культуру. Кроме того, мы рискнули и включили в конкурсную программу произведение Астора Пьяццоллы. В заключение конкурсной программы мы исполнили современное сочинение «Новое рождение Горного короля» - это переосмысление музыки Грига композитором Романом Львовичем, который написал его специально для нас. Результатом этих побед стало в том числе приглашение участвовать в музыкальных фестивалях по всему миру.

- И как вас принимают?

- Принимают очень хорошо, как в России, так и за рубежом. Популярностью пользуются яркие народные произведения и современные хиты. Они вызывают бурную реакцию непосредственно на концертах. Но потом, в отзывах, пишут о душевных произведениях. Как-то мы провели опрос после концерта с Иваном Ожогиным, где играли много ярких, быстрых, хитовых мелодий. Выяснилось, что самым любимым номером зрители назвали русскую народную песню «Вьюн над водой» - произведение медленное, задушевное. Все написали, что именно эта мелодия проникла в самое сердце. Мы никак этого не предполагали.

- Какой концерт вам особенно запомнился?

- Мы волнуемся перед всеми выступлениями. Запомнилось, например, наше выступление в ДС «Юбилейный», где мы в День студента играли музыку Майкла Джексона. Во дворце спорта собрались десять тысяч человек, и мы не знали, как нас будут воспринимать в огромной студенческой среде. Мы вышли на сцену, и нас вдруг так поддержали!

Запомнились концерты в Южной Африке. Там у нас сломался контрабас, и мы ездили в южноафриканское гетто, чтобы купить запчасти. Было страшновато. В Китае было непривычным, что много-много китайцев окружают тебя, чтобы дотронуться или взять автограф. У них самая любимая песня «Ой цветет калина», они все ее поют! Знают слова по-русски...

- Как вы сочиняете новые композиции?

- Новые программы создаем очень долго. Мы любим сотрудничать с профессиональными композиторами, которым по силам воплотить в жизнь нашу задумку. Потом мы ее шлифуем, может пройти много времени, даже год или больше, прежде чем мы решимся сыграть премьеру перед публикой. Мы же играем без нот, доводим сочинение до совершенства.

- А бывало так, что вам заказывали произведение?

- После того как мы сыграли Майкла Джексона в «Юбилейном», нам позвонили и попросили сделать что-то подобное на тему известной песни Леди Гаги. Мы отказались, но через некоторое время организаторы попросили еще раз, уже более настойчиво. Прислали песню. Мы еще раз отказались, и все-таки нас уговорили. Мы это произведение очень долго делали, потому что хотели, чтобы оно не звучало как какое-то шуточное недоразумение на балалайках. Но нашли верные мелодические линии, звуковые эффекты, и получилось достойно.

- Вы играете на старинных или современных инструментах?

- Я играю на балалайке 1907 года работы Семена Налимова, он был мастером Василия Андреева. Эти инструменты сейчас невозможно достать. Это как скрипка Страдивари. Если где-то появится объявление о продаже такой балалайки, ее купят за любые деньги. Все балалайки работы Налимова имеют номер и считаются национальной культурной ценностью.

Хорошие мастера есть и сегодня. Один из лучших - петербургский мастер Олег Федоров, у него очень много заказов. У участника нашего ансамбля Дмитрия Гоголева домра 1939 года. В свое время мы весь гонорар от гастролей потратили на покупку этого инструмента.

- По вашему мнению, сегодня молодые люди интересуются национальной музыкальной культурой?

Мало кто знает, как и что можно играть на наших инструментах. Но мы пытаемся донести до слушателя, что это может быть здорово и интересно. Важно, что мы не «лубочные» исполнители. Фольклор тоже не про нас, это совсем другой жанр в музыке. Мы играем на русских академических национальных инструментах. Поверьте, на них действительно можно сыграть очень и очень многое. Нам сложно пробиться в массмедиа, но, когда это удается, людям, судя по отзывам, очень нравится, они начинают ходить на наши выступления и концерты специально.

Самый яркий представитель нашего жанра Алексей Архиповский использует разные виды балалайки. Каких только балалаек сейчас нет! Даже электробалалайка. Но Архиповский сумел сохранить аутентичность звучания, несмотря на то что использует технические новшества. В его творчестве есть и техника, и философия. Его слушает самая разная публика, он собирает лучшие залы, и это показатель того, что интерес к инструменту присутствует. Из петербургских музыкантов советуем послушать Евгения Желинского, композитора и исполнителя на балалайке. Мы тоже его произведения исполняем. Он играет великолепно.

Кстати, балалайка - единственный в мире инструмент, на котором так много приемов игры. Балалайка и сложна, и узнаваема, и красива по звучанию. Настоящее «русское чудо»!!!

#Кирилл Евсеев #Капелла #галла-концерт

Комментарии