Девять комнат музыки. Музей Римского-Корсакова отмечает 50-летие

Мемориальный музей-квартира Николая Андреевича Римского-Корсакова на Загородном пр., 28, отмечает свое 50-летие. К этому событию здесь приурочили много событий – выставку «Хрупкое прошлое», презентацию коллекции подаренных музею писем Римского-Корсакова, Чайковского, Балакирева и других музыкальных деятелей, серию концертов и Первые музейные чтения.

Девять комнат музыки. Музей Римского-Корсакова отмечает 50-летие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Посетители попадают в музей с черной лестницы: в свое время это дало возможность сохранить практически в неприкосновенности мемориальную часть квартиры. Когда в 1893 году семья Римских-Корсаковых переехала сюда, Николаю Андреевичу было 49 лет. Впереди были еще полтора десятка лет жизни композитора, самых плодотворных и творчески насыщенных...

Вдова композитора Надежда Николаевна продолжала снимать эту квартиру до конца сентября 1918 года. Жила одна, не желая ничего менять вокруг себя, – говорит Нина Костенко, заведующая музеем-квартирой.

Дети, давно уже покинувшие отчий дом, старались как можно чаще навещать Надежду Николаевну. «А к обеду надеюсь заполучить к себе Василия Васильевича, который спасет меня от тоски одиночества», – писала она. Речь о преданном друге семьи Ястребцеве. Горничная Василиса помогала по хозяйству, а любимец всей семьи пойнтер Рекс скрашивал вдове композитора длинные вечера...

Однако, после того как декретом ВЦИК от 20 августа 1918 года была упразднена частная собственность на домовладения, бывшая квартира композитора, девятикомнатная, стала коммунальной, и ее заселили совершенно посторонние люди. Десять семей! Самую большую комнату – гостиную – разделили перегородкой. Комнату дочерей, примыкавшую к кабинету композитора, разгородили платяными шкафами...

Впрочем, Надежда Николаевна не стала дожидаться «уплотнения»: она переехала к сыну Андрею. Признавалась, «грустно разрушать навсегда свое насиженное долгими годами гнездо», но иного выхода не было. Содержимое квартиры переместилось по разным адресам к детям композитора. После смерти Надежды Николаевны в мае 1919 года они приняли на себя все заботы о сохранении реликвий...

Создание мемориального музея растянулось на несколько десятилетий. Первоначально его планировали открыть здесь в 1969 году, к 125-летию со дня рождения композитора. Но тогда не успели, поскольку капитальный ремонт дома оказался слишком сложным и длительным.

От старого здания остались тогда лишь внешние стены, только в квартире Римских-Корсаковых удалось сохранить подлинные детали интерьера, включая изразцовые печи, мраморный камин в гостиной, оконные переплеты и двустворчатые двери. Тогда же обнаружили фрагменты обоев начала ХХ века, по которым они были полностью восстановлены. Музей открылся 27 декабря 1971 года.

Римский-Корсаков2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Приходя сюда работать, редко кто не остается тут на всю жизнь, – говорит Нина Костенко. – Я здесь с 1988 года, мне посчастливилось почувствовать связь времен, принять историю буквально из первых рук, пообщаться с внучками Римского-Корсакова...

Придать жилищу мемориальный характер помогло то, что в свое время, еще при жизни композитора, в нем было сделано немало фотоснимков. Многие из них представлены на выставке, посвященной 50-летию музея.

История уже давняя: чуть больше двадцати лет назад внучка композитора Татьяна Владимировна Римская-Корсакова подарила музею сорок негативов и один диапозитив на стекле. Это кадры, сделанные сыновьями композитора – Андреем и Владимиром. Николай Андреевич называл их «домашними фотографами» и с удовольствием рассылал друзьям снимки «домашнего изделия».

Кадры, представленные на выставке, – как светящиеся окна жизни семьи. Украшенная растениями музыкальная гостиная, которая при необходимости становилась консерваторским классом... Рояль, запечатленный в гостиной, был приобретен в самом начале супружеской жизни Римских-Корсаковых, служил им тридцать лет и путешествовал с семьей по всем квартирам...

По большей части снимки не постановочные. На них – коллеги и ученики, прислуга, становившаяся частью семьи, домашний доктор и даже пойнтер Рекс. И, конечно же, многочисленная родня. Много кадров, порой забавных и очень трогательных, сделано во дворе, причем сегодня можно точно, до метра, найти те самые точки, где стоял фотограф.

При жизни композитора появились шестеро его внуков. На фото – очаровательные Вера и Гога. «Верочка, Верочка, хорошая девочка», – любил повторять Николай Андреевич. Правда, жили Вера и Гога в другой части города, их привозили на Загородный с Васильевского острова на извозчике или на трамвае.

А вот старшая дочь композитора Софья была настолько привязана к семье, что не представляла своей жизни вдалеке от родителей, поэтому сняла квартиру двумя этажами выше. И ее дети – Ира и Лиля – были частыми гостями у Николая Андреевича. Их можно увидеть на многих фотографиях.

Как рассказали в музее, Софья Николаевна прожила в этом доме до 1943 года: она умерла во время блокады. Ее дочь, Людмила (Лиля), была выслана из Ленинграда годом ранее – за отказ подписать ложный донос на свою подругу. Не доехав до места ссылки, Людмила умерла...

Что же касается музея, то, оставаясь мемориальным, он меняется со временем. Несколько лет назад здесь появился мультимедийный зал, где каждый может испытать свои звуко-цветовые ассоциации, составить тембровую партитуру, потренироваться в аранжировке или почувствовать себя дирижером оркестра. В ближайших планах – наполнить музыкальным сопровождением лестницу, по которой идут посетители.

В нашем музее практически не бывает случайных гостей, – говорит Нина Костенко. – Сюда приходят осознанно, намечая визит на концерт или на экспозицию, записываясь на занятия. Кстати, многих известных музыкантов, лауреатов многих конкурсов, мы помним, когда они еще буквально детьми выступали в наших стенах...

И, наверное, не случайно, что дом на Загородном до сих пор остается «музыкальным адресом». К примеру, среди его жильцов – художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» скрипачка Мария Сафарьянц; кроме всего прочего она – участник концертов в мемориальном музее-квартире. Когда-то там работала ее мама. Живут в доме и потомки композитора по линии его внучки Ирины Владимировны Головкиной.

#музей #выставка #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7069) от 10.12.2021 под заголовком «Девять комнат музыки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?