На Биржу – виртуально. Эрмитаж открыл первую выставку NFT-искусства

Виртуальная экспозиция современного цифрового искусства названа словами Федора Тютчева – «Незримый эфир». Этим проектом музей создал своего «небесного» двойника (celestialhermitage.ru) как часть Большого Эрмитажа с открытыми для публики хранилищами и центрами по всему миру.

На Биржу – виртуально. Эрмитаж открыл первую выставку NFT-искусства | Олег СОРОКО. Эскиз входа на виртуальную выставку. / ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Олег СОРОКО. Эскиз входа на виртуальную выставку. / ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

На реальном вернисаже (но с виртуальной ленточкой и такими же виртуальными ножницами) Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, назвал эту выставку исторической по другой причине. «Незримый эфир» – первая в мире музейная выставка произведений NFT-искусства. Они были созданы за последние семь лет 38 художниками или командами из разных стран с помощью технологии блокчейн. В данном случае эта технология используется для защиты права собственности на цифровое произведение и авторских прав художников. NFT-искусство регулируется смарт-контрактами, по которым художник и владельцы виртуальной торговой площадки получают определенный процент от каждой следующей продажи. «Эфиром» называется единица криптовалюты, с помощью которой продается NFT-искусство. Игра слов оказалась очень кстати.

История NFT-искусства началась в 2014 году, когда художник Кевин Маккой и ученый-предприниматель Энил Дэш представили Monegraph – блокчейн-инструмент, позволяющий понять, где хранится оригинальный цифровой файл, и отследить передачу прав на него от владельца к владельцу.

Подробнее про NFT-технологии в искусстве Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, рассказывали читателям нашей газеты незадолго до открытия выставки.

Почему Эрмитаж решил ее сделать? На этот вопрос ответили ее кураторы – Анастасия Гарнова и Дмитрий Озерков. Они исходили из нескольких посылов. Первый – социологический. Выросло поколение людей, для которых виртуальная жизнь и присутствие в социальных сетях важнее, чем все остальное. Это порождает новую систему ценностей: сегодняшним молодым людям важнее владеть виртуальным предметом, чем реальным. Кроме того, обслуживать даже небольшую коллекцию реальных произведений искусства – хранить, страховать, реставрировать и т. д. – становится для абсолютного большинства непозволительной роскошью. NFT-искусство занимает ровно столько места, сколько смартфон или компьютер.

Права на произведения продаются и перемещаются из одного виртуального кошелька в другой за несколько кликов.

Второй посыл культурный. «Мы уверены, что сфера цифрового искусства, и в частности NFT, будет развиваться невероятным образом и что за ней большое будущее – безопасное, умное, интересное», – пишут Озерков и Гарнова в каталоге выставки.

Одновременно кураторы задают и много вопросов. Например, как будут сосуществовать аналоговое и цифровое искусство? Сохранятся ли традиционные галереи? Надо ли продвигать художников, которые занимаются NFT? Можно ли довериться стихии рынка, которая выявит лучших, или кураторы останутся важными участниками цифрового художественного процесса?

Выставка является частью проекта «Эрмитаж 20/21». Ему в будущем году исполнится 15 лет, и он изначально предполагал показ искусства, которое еще не стало музейным в традиционном понимании. Кто-то из художников станет звездой, большинство «погаснут», но для музея важно показать сейчас живой процесс.

Если зайти на сайт celestialhermitage.ru, то сначала вы попадете на страницу с каталогом. Озерков назвал три работы, которые дают хорошее представление о NFT-искусстве. «Ежедневная газета» американского художника Сибрена Верстига – изображение человека, читающего газету. Смарт-контракт предусматривает, что сама работа каждый день обращается к редакции одной из газет. В ответ высылается сегодняшний номер, и он загружается на картинку.

«Особенный мир № 4» создал Darkzuu – цифровой художник из Петербурга, он рисует динозавров вместе с альтернативно одаренными детьми, переводит рисунки в NFT-формат, а в смарт-контракте записано, что при каждой перепродаже работы дети получают определенные отчисления.

«Два градуса» созданы группой «Терра0» и представляют собой трехмерное изображение леса. При каждой загрузке зрителем этой работы она обращается в синоптический центр и запрашивает данные о температуре на Земле. Как только среднегодовое потепление на планете превысит два градуса, работа самоуничтожится. Так авторы призывают бороться с глобальным потеплением.

Под каталогом находится «вход на выставку». Надо загрузить свое фото, получить аватар (виртуального двойника) и пойти по залам Биржи Тома де Томона, где размещена выставка. Искусство на блокчейне имеет прямое отношение к криптовалютам и криптобиржам, поэтому кураторы сочли виртуальное пространство исторической Биржи на Стрелке Васильевского острова идеальной площадкой для NFT-искусства. QR-коды для скачивания приложения, которое позволит зайти на выставку через смартфон, размещены на зданиях Биржи и Эрмитажа.

#Эрмитаж #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7056) от 23.11.2021 под заголовком «На Биржу – виртуально».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?