Чтоб красота цвела, не увядая

Существует расхожее мнение, что цветочные натюрморты - легкий жанр, что-то вроде картинок и сентиментальных стихов в альбомах «уездных барышень». Пережиток прошлого, кич, этакое домашнее рукоделие. Современное искусство говорит на другом языке и на другие темы. Но так ли это?

Чтоб красота цвела, не увядая | Цветочный натюрморт поднимет настроение. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Цветочный натюрморт поднимет настроение. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Изображение цветов имеет длительную традицию. Довольно долго цветы на картинах «разговаривали». Была разработана сложная система символов, каждый цветок имел особое значение, а публика владела этим языком и легко считывала зашифрованные в маках, лилиях, гиацинтах послания. Иногда короткие, как SMS, а иногда - складывающиеся в целые романы, как знаменитая картина Сандро Боттичелли «Весна», где, по подсчетам специалистов, изображено 170 видов растений.

Но как отдельный жанр цветочная живопись возникла в Европе в XVI веке - времена географических открытий, путешествий, бурного развития торговли и садоводства. Ученые-ботаники заказывали художникам рисунки для своих исследовательских трактатов, а садоводы - «портреты» цветов, и экзотических, завезенных из других стран, и выведенных и взлелеянных ими самими.

В России цветочная тема стала развиваться позже, чем в Европе. Класс «цветов и плодов», созданный в Академии художеств, просуществовал недолго. В 1795 году его упразднили. Студенты академии лишь копировали полные символов и аллегорий натюрморты голландцев, которых так много в собрании Эрмитажа.

А всерьез к изображению цветов русские художники стали относиться только на рубеже XIX - XX веков. Левитан, Крамской, Кустодиев, Головин, Судейкин, Коровин, Машков, Фальк, Гончарова и даже футурист Давид Бурлюк - все отдали дань «цветочкам».

После революции, уничтожения русского авангарда и провозглашения социалистического реализма многие художники находили в натюрмортах убежище. В 30 - 50-е годы XX века обращение к этому жанру было своего рода эскапизмом, возможностью идти в искусстве своим путем, в стороне от «магистрального» соцреалистического, следование которому было бы неизбежным в историческом полотне.

В наше время в искусстве давно уже нет цензуры. Но есть диктат модных кураторов и критиков. Следование традициям реалистического искусства не в чести. Как и традиционные жанры - натюрморт, портрет. Однако у публики иное мнение. Выставки художников-реалистов пользуются успехом, их посещают семьями.

Так же востребованы выставки, представляющие тему цветов. Как тут не вспомнить высказывание Огюста Ренуара: «На мой взгляд, картина должна быть приятной, веселой и красивой. В жизни и так слишком много тяжелого, чтобы это изображать».

Цветы, давно утратившие свое аллегорическое и символическое значение, все еще способны выражать чувства людей.

Сейчас в Музее печати можно увидеть натюрморты Натальи Каневской «Цветы нам дарят вдохновение», в Artefice Gallery - «Цветов таинственную страсть» (живопись Николая Блохина) и «Хрупкое цветение» (фарфоровые цветы Анны Волковой).

#натюрморты #цветы #выставки

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.