Чтоб красота цвела, не увядая
Существует расхожее мнение, что цветочные натюрморты - легкий жанр, что-то вроде картинок и сентиментальных стихов в альбомах «уездных барышень». Пережиток прошлого, кич, этакое домашнее рукоделие. Современное искусство говорит на другом языке и на другие темы. Но так ли это?
![Чтоб красота цвела, не увядая | Цветочный натюрморт поднимет настроение. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА](/upload/iblock/37c/5tsvety2_s.jpg)
Цветочный натюрморт поднимет настроение. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Изображение цветов имеет длительную традицию. Довольно долго цветы на картинах «разговаривали». Была разработана сложная система символов, каждый цветок имел особое значение, а публика владела этим языком и легко считывала зашифрованные в маках, лилиях, гиацинтах послания. Иногда короткие, как SMS, а иногда - складывающиеся в целые романы, как знаменитая картина Сандро Боттичелли «Весна», где, по подсчетам специалистов, изображено 170 видов растений.
Но как отдельный жанр цветочная живопись возникла в Европе в XVI веке - времена географических открытий, путешествий, бурного развития торговли и садоводства. Ученые-ботаники заказывали художникам рисунки для своих исследовательских трактатов, а садоводы - «портреты» цветов, и экзотических, завезенных из других стран, и выведенных и взлелеянных ими самими.
В России цветочная тема стала развиваться позже, чем в Европе. Класс «цветов и плодов», созданный в Академии художеств, просуществовал недолго. В 1795 году его упразднили. Студенты академии лишь копировали полные символов и аллегорий натюрморты голландцев, которых так много в собрании Эрмитажа.
А всерьез к изображению цветов русские художники стали относиться только на рубеже XIX - XX веков. Левитан, Крамской, Кустодиев, Головин, Судейкин, Коровин, Машков, Фальк, Гончарова и даже футурист Давид Бурлюк - все отдали дань «цветочкам».
После революции, уничтожения русского авангарда и провозглашения социалистического реализма многие художники находили в натюрмортах убежище. В 30 - 50-е годы XX века обращение к этому жанру было своего рода эскапизмом, возможностью идти в искусстве своим путем, в стороне от «магистрального» соцреалистического, следование которому было бы неизбежным в историческом полотне.
В наше время в искусстве давно уже нет цензуры. Но есть диктат модных кураторов и критиков. Следование традициям реалистического искусства не в чести. Как и традиционные жанры - натюрморт, портрет. Однако у публики иное мнение. Выставки художников-реалистов пользуются успехом, их посещают семьями.
Так же востребованы выставки, представляющие тему цветов. Как тут не вспомнить высказывание Огюста Ренуара: «На мой взгляд, картина должна быть приятной, веселой и красивой. В жизни и так слишком много тяжелого, чтобы это изображать».
Цветы, давно утратившие свое аллегорическое и символическое значение, все еще способны выражать чувства людей.
Сейчас в Музее печати можно увидеть натюрморты Натальи Каневской «Цветы нам дарят вдохновение», в Artefice Gallery - «Цветов таинственную страсть» (живопись Николая Блохина) и «Хрупкое цветение» (фарфоровые цветы Анны Волковой).
Комментарии