Чтоб красота цвела, не увядая
Существует расхожее мнение, что цветочные натюрморты - легкий жанр, что-то вроде картинок и сентиментальных стихов в альбомах «уездных барышень». Пережиток прошлого, кич, этакое домашнее рукоделие. Современное искусство говорит на другом языке и на другие темы. Но так ли это?
Цветочный натюрморт поднимет настроение. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Изображение цветов имеет длительную традицию. Довольно долго цветы на картинах «разговаривали». Была разработана сложная система символов, каждый цветок имел особое значение, а публика владела этим языком и легко считывала зашифрованные в маках, лилиях, гиацинтах послания. Иногда короткие, как SMS, а иногда - складывающиеся в целые романы, как знаменитая картина Сандро Боттичелли «Весна», где, по подсчетам специалистов, изображено 170 видов растений.
Но как отдельный жанр цветочная живопись возникла в Европе в XVI веке - времена географических открытий, путешествий, бурного развития торговли и садоводства. Ученые-ботаники заказывали художникам рисунки для своих исследовательских трактатов, а садоводы - «портреты» цветов, и экзотических, завезенных из других стран, и выведенных и взлелеянных ими самими.
В России цветочная тема стала развиваться позже, чем в Европе. Класс «цветов и плодов», созданный в Академии художеств, просуществовал недолго. В 1795 году его упразднили. Студенты академии лишь копировали полные символов и аллегорий натюрморты голландцев, которых так много в собрании Эрмитажа.
А всерьез к изображению цветов русские художники стали относиться только на рубеже XIX - XX веков. Левитан, Крамской, Кустодиев, Головин, Судейкин, Коровин, Машков, Фальк, Гончарова и даже футурист Давид Бурлюк - все отдали дань «цветочкам».
После революции, уничтожения русского авангарда и провозглашения социалистического реализма многие художники находили в натюрмортах убежище. В 30 - 50-е годы XX века обращение к этому жанру было своего рода эскапизмом, возможностью идти в искусстве своим путем, в стороне от «магистрального» соцреалистического, следование которому было бы неизбежным в историческом полотне.
В наше время в искусстве давно уже нет цензуры. Но есть диктат модных кураторов и критиков. Следование традициям реалистического искусства не в чести. Как и традиционные жанры - натюрморт, портрет. Однако у публики иное мнение. Выставки художников-реалистов пользуются успехом, их посещают семьями.
Так же востребованы выставки, представляющие тему цветов. Как тут не вспомнить высказывание Огюста Ренуара: «На мой взгляд, картина должна быть приятной, веселой и красивой. В жизни и так слишком много тяжелого, чтобы это изображать».
Цветы, давно утратившие свое аллегорическое и символическое значение, все еще способны выражать чувства людей.
Сейчас в Музее печати можно увидеть натюрморты Натальи Каневской «Цветы нам дарят вдохновение», в Artefice Gallery - «Цветов таинственную страсть» (живопись Николая Блохина) и «Хрупкое цветение» (фарфоровые цветы Анны Волковой).
Комментарии