Что вышло из света и тени? В Петербурге открылась выставка «Восприятие»

В течение двух недель у петербуржцев есть возможность побывать на фотовыставке «Восприятие», организованной секцией фотографии Петербургского творческого союза художников в выставочном пространстве на Невском, 60.

Что вышло из света и тени? В Петербурге открылась выставка «Восприятие» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Около двухсот работ трех десятков авторов: город, люди, природные красоты в самых разных ракурсах и проявлениях, концептуальная фотография... И размах! Николай Малых, например, еще в марте отправился за своими фантастическими пейзажами в Антарктиду. Торопился успеть к апрельской выставке. Правда, ее из-за грянувшей пандемии впоследствии перенесли на осень...

Стараясь сказать больше, авторы представляют свои работы целыми сериями. Вот полусказочные, но при этом полностью реалистические снимки Лилии Бичуриной, сделанные в лесистых горах Абхазии. Полные печали, завораживающие скрытой мощью морские пейзажи Юрия Ермолова (серия «Одиночество») и Сергея Хмелева («Онего»). Колоритные жанровые фото из серии «Цыганский портрет» Людмилы Ивановой. И рядом – фотопортреты представителей «племени молодого и незнакомого»: «Модели» Александра Насонова и «Студенты» Валерия Рудакова.

Санкт-Петербургский творческий союз художников (IFA), насчитывающий сегодня около 800 членов, ведет свою историю от 1918 года, когда состоялось учредительное собрание Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. В 1980-х годах эта организация, как и многие другие, почила. А в 1990-м ее решили возродить.

Первая секционная отчетная выставка прошла в 2000 году, а с 2013-го они стали ежегодными и получили постоянное название – «Восприятие». Сейчас в секции 53 члена. Среди них люди разных профессий.

Игорь Гусев – инженер-робототехник, сейчас занимается промышленным освещением. То есть работает в «смежной» с фотографией области, имея дело со светом и тенью. У него своя техника печати и оригинальная подача снимков. Да они и на снимки-то не похожи – тончайшие и поэтичные графические картины.

Председатель секции фотографии Сергей Компанийченко – тоже инженер. Выставленная им серия фоторабот посвящена новому городскому объекту – ЗСД. Яркие, смелые, фонтанирующие светом развязки, мосты и эстакады, панорамы сняты с крыш домов.

Серия «Островная навигация» запечатлела застывший мир финских архипелагов – от фотокартин так и веет холодом. Их автор доктор физико-математических наук профессор Максим Мишин признается, что очень любит зиму и особенно пограничные ее состояния.

Серия кандидата физматнаук Аллы Полетаевой посвящена жизни норвежских рыбаков. Алла снимает в технике пинхол – вообще без объектива, через миллиметровое отверстие в заглушке на камере.

– Пинхол – инструмент очень интересный, – говорит Полетаева. – Это колыбель фотографии. Когда еще не было ничего, сделали дырочку и получили изображение на светочувствительном материале. Такая съемка ничего не меняет, не выравнивает, не компенсирует, а показывает картинку в чистом виде. Что попало в поле зрения аппарата, то и отразилось. Сымитировать на «цифре» такое невозможно.

Для съемки в этой технике требуется длительная экспозиция, и если объект двигается, изображение выходит чуть размытым, раздвоенным. Вот сложенные рыбацкие сети – в них картинка как бы гуляет, «дышит». На соседнем «полотне» совмещены два кадра в одном. В итоге камерой, реалистично снимающей сквозь «честную» дырочку, рисуется мистический, призрачный мир севера Норвегии.

– Фотография в последние годы развивается очень бурно по разным направлениям, – рассказывает гость выставки председатель Союза фотохудожников Петербурга Александр Дымников (кстати, он тоже по образованию физик, а еще специалист по недвижимости и путешественник). – Обособляется документальная фотография, которая раньше была неотъемлемой частью художественной. С другой стороны, появилось такое направление, как эмоциональная фотография. Ее можно делать даже мобильным телефоном и обмениваться с друзьями в соцсетях, главное в ней – эмоция. Вот фото «Сны одувана» – сорок лет назад фотографа, который мог бы делать такие вещи, назвали бы гением. А сегодня такое делают все.

#выставка #фотография #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6784) от 14.10.2020 под заголовком «Что вышло из света и тени».


Комментарии