Чисто английская фотография
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Ранняя британская фотография» - 50 уникальных снимков, созданных в 1840-х - начале 1850-х годов, в самые первые годы существования светописи.
ФОТО предоставлено РОСФОТО
В 2014 году Министерство культуры приобрело для РОСФОТО частную коллекцию английской фотографии, состоящую из 254 авторских отпечатков, теперь это самое большое в стране собрание ранней английской фотографии. Все отпечатки существуют в России в единственном экземпляре и прежде были известны только специалистам.
Яна Романова, куратор выставки, главный хранитель РОСФОТО, отобрала для первого знакомства широкой публики с новым поступлением самые ранние фотографии, в основном детские и семейные портреты, а также архитектурные пейзажи. Оба сюжета были популярны, желание сохранить лицо ребенка очевидно, эпиграфом для выставки стал «Портрет девочки» Уильяма Шерлока. С архитектурными руинами сложнее. Возможно, первые фотографы считали, что их документальные снимки дают зрителю более глубокие переживания, чем привычные рисунки и картины.
В центре выставки - произведения Генри Фокса Тальбота и фотографов его круга. В 1841 году Тальбот изобрел калотипию - способ создания отпечатков на соленой бумаге. С этого момента начинается история фотографии как метода получения неограниченного числа позитивных изображений с одного негатива. Этот способ был еще и более безопасным, чем дагеротипия, поскольку не требовал работы с парами ртути.
Существует красивая легенда, что в 1830-е годы во время свадебного путешествия по Италии Тальбот пытался нарисовать южные красоты, но даром рисовальщика не обладал. Вернувшись в Англию, начал опыты по получению изображений с помощи камеры-обскуры и через несколько лет достиг успеха.
Тальбот в отличие от Луи Дагера не помышлял о широком коммерческом использовании своего изобретения. Фотография была занятием для кружка друзей. По этой причине специалисты по советской фотографии ведут от Тальбота историю происхождения фотоклубов.
Среди снимков Тальбота - «Рабочие на ферме», «Фарфор» из малотиражного альбома «Карандаш природы», «Натюрморт с фруктами», «Вид на гробницу Вальтера Скотта» из книги «Солнечные картины Шотландии». Один из рабочих в белоснежной сорочке и франтоватой жилетке пилит дрова пилой-ножовкой.
Помощником Тальбота и соавтором по «Карандашу природы» был Николас Хеннеман, он представлен снимком старинного особняка, а также женским и мужским миниатюрными портретами, которые вставлены в рамки, как модные тогда дагеротипы.
Другому соратнику и кузену Тальбота - Калверту Джонсу принадлежат снимки «Семья» и «Дама на лошади».
Важную роль в истории ранней фотографии сыграл шотландский дуэт Дэвид Хилл - Роджер Адамсон, они представлены пейзажами Эдинбурга. Интересны трогательные детские портреты Кольвина Смита и «Глаз мухи» Линнея Трайпа, возможно, первое фото насекомого. Снимок «Церковь св. Павла в Скетти» принадлежит Терезе Ллевеллин, одной из первых в мире «фотографинь».
В 1851 году Фредерик Скот Арчер изобрел «мокроколлодионный процесс», который позволял делать более четкие (без следов от текстуры бумаги) отпечатки со стеклянных пластинок. Арчер представлен фото «Рочестерский собор», которое датируется именно этим годом.
Запасшись пластинками и реактивами, на Крымскую войну отправился первый военный фотожурналист Роджер Фэнтон. Но эта часть его снимков - предмет будущих выставочных проектов. В нынешнем показе представлена большая романтическая фотография «Руины аббатства Фернесс».
К сожалению, старые снимки очень чувствительны к свету. Перед организаторами выставки стояла дилемма: либо установить очень слабое, почти «слепое» освещение, либо ограничить время посещения. РОСФОТО выбрал второй вариант.
Посещение выставки «Ранняя британская фотография» возможно только в составе экскурсионной группы по расписанию: в среду, пятницу, субботу и воскресенье в 13.00 и 17.00; в понедельник, вторник и четверг в 17.00 и 19.00. Требуется предварительная регистрация на сайте центра. Продолжительность экскурсии: 60 - 80 минут. Сбор группы за 15 минут до начала экскурсии в выставочном зале Дворового корпуса РОСФОТО.
Комментарии