В РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина

В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина (1957 – 2017) «Земля и небо», в которой представлено 104 оригинальных авторских отпечатка, охватывающих почти тридцатилетний творческий путь мастера.

В РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина | «Родная земля». 2001 г. / ФОТО АВТОРА

«Родная земля». 2001 г. / ФОТО АВТОРА

Часто об Ильине говорят как о фотографе, более известном за пределами России, чем здесь. Объяснение этому кроется в его биографии. Ильин родился в Челябинске, долгое время жил в Казахстане, где работал на заводе по своей специальности «инженер-электрик». Фотографировать стал в 14 лет после поездки с отцом в Ленинград. Формально он всю жизнь оставался фотографом-самоучкой, но постоянно совершенствовал свои творческие и технические навыки. В перестроечные годы участвовал в десятках международных конкурсов от Испании до Пекина, получал призы.

Как пояснил Игорь Лебедев, куратор выставки, Ильин представлял на конкурсы уникальные отпечатки, которые не повторялись. Кроме того, он не работал сериями. Поэтому и оставался малоизвестным в СССР. В 1990 году Ильину, оставшемуся без работы, и его семье пришлось переехать из Казахстана в Ленинградскую область. Он продолжал работать инженером и фотографировать. Провел несколько небольших персональных выставок в скромных залах Петербурга и Ленинградской области, видимо, не стремясь к широкой известности. Творческим кредо Ильина стал придуманный им афоризм: «Я снимаю кино одного кадра». Он видел свою задачу в  том, чтобы в одной композиции рассказать о всей жизни человека. Поэтому Ильина теперь называют мастером философской фотографии.

Ильин_Портал_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА


Лебедев поясняет, что, готовя выставку, он не стремился размещать снимки ни по жанрам, ни по хронологии. Знакомство с фотографиями Ильина становится небольшим путешествием для зрителя, который найдет изысканные портреты, трогательные пейзажи, пиктореалистические опыты, а также несколько репортажных снимков начала 1990‑х годов. Даты важны для Ильина, по­этому они указаны, так же как и названия, которым автор придавал большое значение.

Эпиграфом к выставке стал снимок «Магия музыки». Девочка лет пяти внимательно слушает пластинку с записью симфонии Сергея Прокофьева, следя за иглой звукоснимателя. Маленький человек — серьезная взрослая музыка. «В этом снимке видна не только любовь фотографа к музыке, но и его игра с паузой, тишиной, молчанием, другими вечными темами. Зритель может остановиться у каждой фотографии и поразмышлять над темой, предложенной в названии снимка», — поясняет Лебедев.

Выставка открыта по 18 июня.


#выставка #РОСФОТО #фотограф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7411) от 10.05.2023 под заголовком «Кино одного кадра».


Комментарии