В РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина
В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина (1957 – 2017) «Земля и небо», в которой представлено 104 оригинальных авторских отпечатка, охватывающих почти тридцатилетний творческий путь мастера.
![В РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина | «Родная земля». 2001 г. / ФОТО АВТОРА](/upload/iblock/070/Ilin_Rodnaya-zemlya_Pr.jpg)
«Родная земля». 2001 г. / ФОТО АВТОРА
Часто об Ильине говорят как о фотографе, более известном за пределами России, чем здесь. Объяснение этому кроется в его биографии. Ильин родился в Челябинске, долгое время жил в Казахстане, где работал на заводе по своей специальности «инженер-электрик». Фотографировать стал в 14 лет после поездки с отцом в Ленинград. Формально он всю жизнь оставался фотографом-самоучкой, но постоянно совершенствовал свои творческие и технические навыки. В перестроечные годы участвовал в десятках международных конкурсов от Испании до Пекина, получал призы.
![](/upload/resize_cache/webp/iblock/65f/Znamya-Pobedy_Pr.webp)
Как пояснил Игорь Лебедев, куратор выставки, Ильин представлял на конкурсы уникальные отпечатки, которые не повторялись. Кроме того, он не работал сериями. Поэтому и оставался малоизвестным в СССР. В 1990 году Ильину, оставшемуся без работы, и его семье пришлось переехать из Казахстана в Ленинградскую область. Он продолжал работать инженером и фотографировать. Провел несколько небольших персональных выставок в скромных залах Петербурга и Ленинградской области, видимо, не стремясь к широкой известности. Творческим кредо Ильина стал придуманный им афоризм: «Я снимаю кино одного кадра». Он видел свою задачу в том, чтобы в одной композиции рассказать о всей жизни человека. Поэтому Ильина теперь называют мастером философской фотографии.
![Ильин_Портал_Пр.jpg Ильин_Портал_Пр.jpg](/upload/medialibrary/bda/Ilin_Portal_Pr.jpg)
Лебедев поясняет, что, готовя выставку, он не стремился размещать снимки ни по жанрам, ни по хронологии. Знакомство с фотографиями Ильина становится небольшим путешествием для зрителя, который найдет изысканные портреты, трогательные пейзажи, пиктореалистические опыты, а также несколько репортажных снимков начала 1990‑х годов. Даты важны для Ильина, поэтому они указаны, так же как и названия, которым автор придавал большое значение.
Эпиграфом к выставке стал снимок «Магия музыки». Девочка лет пяти внимательно слушает пластинку с записью симфонии Сергея Прокофьева, следя за иглой звукоснимателя. Маленький человек — серьезная взрослая музыка. «В этом снимке видна не только любовь фотографа к музыке, но и его игра с паузой, тишиной, молчанием, другими вечными темами. Зритель может остановиться у каждой фотографии и поразмышлять над темой, предложенной в названии снимка», — поясняет Лебедев.
Выставка открыта по 18 июня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7411) от 10.05.2023 под заголовком «Кино одного кадра».
Комментарии