Чары и мощь. Исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева. Его называли «великим импресарио», «священным чудовищем» и «русским принцем», а сам он иногда в шутку говорил о себе: «большой шарлатан».

Чары и мощь. Исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Благодаря его неукротимой энергии, таланту организатора, бронебойному обаянию, русская культура на рубеже XIX – XX веков совершила фантастический прыжок — как Вацлав Нижинский в балете Фокина «Видение розы»: перемахнула границы пространства и, как сейчас понятно, времени.

Выставка «В круге Дягилевом», каким‑то чудом организованная Театральным музеем в 2020 году, в самый разгар пандемии и при закрытых границах, была центральным событием XI международного фестиваля «Дягилев. P. S.». Директор Театрального музея и арт-директор фестиваля Наталья Метелица была уверена, что именно ореол славы, до сих пор окружающий имя Сергея Дягилева в мире искусства, помог продраться через минное поле ковида, когда рушились договоренности, закрывались музеи и театры и никто не знал, что будет завтра. На выставке личность Дягилева представала перед публикой через сотни отражений его в других людях, через портреты тех, кого он собрал вокруг себя, увлек своими идеями.

Свой путь в искусстве Дягилев начинал с организации художественных выставок. Уже первая организованная им выставка, ­открывшаяся в Музее барона Штиглица в январе 1898 года, была сделана по‑новому, не так, как обычно. Она не просто представляла публике искусство русских и финляндских художников, но и сама была произведением искусства. На зрителя воздействовали даже запахи — в залах стояли постоянно обновлявшиеся гиацинты. Дягилеву важно было, чтобы зритель оказывался в пространстве красоты, идеальном мире, так непохожем на обыденную реальность.

Самая знаменитая его выставка открылась в 1905 году в Таврическом дворце. Там были портреты, собранные по всей России. С 2300 полотен на публику смотрела сама Россия, ее великая и часто столь трагическая история.

Покорение Европы Дягилев начал в 1906 году с выставки «Два века русской живописи и ­скульптуры» в Париже. Успех! ­Спустя год он организовал в «Гранд-­опера» Русский музыкальный салон, где звучали произведения Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского. В 1908 году Париж рукоплескал Федору Шаляпину, исполнившему главную партию в опере «Борис Годунов». В 1909‑м впервые наряду с оперными спектаклями показаны балеты Михаила Фокина. Тамара Карсавина, Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский ­блистали в спектаклях, которые были не просто балетами, а тем, что сейчас называют Gesamtkunstwerk, — синтезом танца, музыки, живописи, искусства костюма.

В жизни Сергея Дягилева было несколько главных городов. Пермь, где он родился и провел детство. Петербург, где он стал одним из идеологов нового искусства. Париж, где в 1908 году триумфально начались его «Русские сезоны», оказавшие сильнейшее влияние не только на балет, но и на живопись, дизайн и моду Европы и всего мира. Смерть настигла его в Венеции, он умирал в отеле. Исполнилось пророчество цыганки, предсказавшей, что он умрет на воде. Похоронить его было бы не на что, но на помощь пришли подруги — Мися Серт и Габриэль Шанель.

Александр Бенуа, друг и соратник Сергея Павловича, в книге «Дягилев. Русские сезоны навсегда» писал: «Этот стихийный человек — одна из самых характерных фигур нашей родины, соединявшая в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры».

К юбилею великого импресарио онлайн-сервис Stay Home with Russian Seasons подготовил программу «Дягилев. 150». Ключевым событием станет ­концерт-посвящение ­«Дягилев. 150». Съемки концерта проходили в Мраморном дворце Русского музея, в Белом и Мраморном залах, а также в зимнем саду. В программе — партии из легендарной балетной постановки «Шехеразады» и современной версии балета «Пульчинелла», музыка Рахманинова, Скрябина, Дебюсси, Пуленка, номера из репертуара Шаляпина в исполнении ­солистов «Геликон-оперы», струнного ансамбля CorelliStringGroup, ­артистов Мариинского театра. Зрители также услышат письма Дягилева и Чехова, отрывки из воспоминаний жены В. Нижинского, А. Бенуа, Н. Рериха, которые прочтут актеры БДТ им. Товстоногова.


#150 лет #Дягилев #программа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7140) от 31.03.2022 под заголовком «Чары и мощь».


Комментарии