Судьбой хранима. Исполнилось 115 лет со дня рождения Лидии Чуковской

Вчера исполнилось 115 лет со дня рождения Лидии Корнеевны Чуковской.

Судьбой хранима. Исполнилось 115 лет со дня рождения Лидии Чуковской | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Жизнь дочери главного сказочника Советского Союза сказочной не была. Сталинская эпоха проехалась по ней асфальтовым катком. В молодости она была арестована и сослана в Саратов за якобы антисоветскую листовку, напечатанную ее приятельницей на машинке Корнея Чуковского. Сослали на три года, но впоследствии срок удалось уменьшить. В 1937‑м разгромили редакцию «Детгиза», где Лидия работала под руководством Маршака. Арестовали ее подруг Тамару Габбе и Александру Любарскую. А вскоре арестовали ее мужа — талантливого физика Матвея Бронштейна. Только в 1940 году она узнала, что его расстреляли.

Сама Лидия Корнеевна избежала ареста, спешно уехав из Ленинграда с маленькой дочерью, оставив все вещи.

Я только судьбой хранима.
И если бомба мимо,
И черный ворон мимо —
Это она захотела
Сберечь мою душу и тело
Для какого‑то дела,
Мне неизвестного дела,
Это ее дело,

— написала она впоследствии.
В какой‑то мере автобиографична повесть Лидии Чуковской «Софья Петровна». Ее напечатали лишь в 1988 году, а написана книга была зимой 1939/40 годов, когда репрессии были в разгаре. И за рукопись, попади она на глаза «кому следует», можно было бы поплатиться свободой, а то и жизнью.

Софья Петровна — обычная милая женщина, из «бывших», хорошо воспитанная, добрая. Она не придавала поначалу значения арестам знакомых, полагая, что невиновных обязательно отпустят. Пока не арестовали ее сына Колю…
В годы перестройки, вскоре после публикации, по «Софье Петровне» был снят Аркадием Сиренко одноименный фильм с Анной Каменковой в главной роли.

В отличие от своей героини Лидия Чуковская про время, в которое ей выпало жить, понимала все. Но и в самые страшные времена сумела сохранить порядочность и никогда не шла на компромиссы. Когда перед публикацией повести ее попросили убрать слово «спецотдел», она отказалась наотрез, сказав: «Я пятьдесят лет ждала, я еще подожду».
По масштабу личности и силе духа Лидия Чуковская была вровень с Анной Ахматовой, с которой познакомилась в 1938‑м, когда обе носили передачи в «Кресты». Чуковская — мужу, Ахматова — сыну. Чуковская понимала, с кем ее свела судьба. И стала записывать разговоры с Ахматовой после каждой встречи. В результате эти разрозненные записки сложились в три тома великолепной мемуарной прозы. Это не только портрет Ахматовой, но и портрет эпохи. 

Не все знают, что Лидия Чуковская всю жизнь писала стихи. Приближенная к самой Поэзии в лице Ахматовой, себя она поэтом не считала. Но, безусловно, была поэтом. В завершение процитирую лишь одно из ее стихотворений, написанное в 1968 году:

Маленькая, немощная лира.
Вроде блюдца или скалки, что ли.
И на ней сыграть печали мира!
Голосом ее кричать от боли.
Неприметный голос, неказистый,
Еле слышный,
               сброшенный со счета.
Ну и что же! Был бы только чистый.
Остальное не моя забота.

#стихи #Ленинград #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7136) от 25.03.2022 под заголовком ««Я только судьбой хранима»».


Комментарии