Арт-прогулка с Крыловым и Данте. Как прошел в Павловске фестиваль «Императорский букет»

Когда живешь в краю, где снег и лед лежат шесть месяцев в году, лето представляется сном — прекрасным и мимолетным. Середину лета многие петербуржцы и гости города встретили в Павловске, где в выходные прошел, уже в 23‑й раз, фирменный музейный фестиваль «Императорский букет». Напомним, что он был создан в начале нынешнего века в память об императрице Марии Федоровне, супруги Павла Первого, и назывался поначалу «Парад роз».

Арт-прогулка с Крыловым и Данте. Как прошел в Павловске фестиваль «Императорский букет» | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Императрица любила природу, растения, цветы и особенно розы. Это с ее легкой руки Павловск превратился в розарий. Розы привозили ей со всей Европы. Традиция продолжается, и сегодня в Павловском парке растет примерно 900 кустов роз самых разных сортов, цветов и оттенков. Сейчас как раз — пик их цветения.

В прежние годы на фестиваль «Императорский букет» приглашали ландшафтных дизайнеров, которые создавали на заданную музеем тему сложные композиции. Но не так давно решили поменять формат. Как и в прошлом году, нынешний «Императорский букет» был решен в популярном сейчас формате «арт-прогулка». Как рассказала журналистам Светлана Федорова, заместитель директора ГМЗ «Павловск» по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Павловский парк», такой формат знакомит посетителей с парком, его историей, его материальным и нематериальным наследием.

Часть нематериального наследия, одна из многочисленных драгоценностей Павловска, — басня «Василек», написанная Иваном Андреевичем Крыловым 200 лет назад, летом 1823 года.

Нынешний «Императорский букет» и посвящен знаменитому баснописцу, который дружил с хозяйкой Павловска, вдовствующей императрицей Марией Федоровной, и часто бывал у нее в гостях. Когда всеми любимый Крылов тяжело заболел (вероятно, это был инсульт), обеспокоенная императрица послала ему букет васильков и пригласила отдохнуть в свою летнюю резиденцию в Павловск. Здесь, в этих благословенных краях, он провел все лето, с мая по август, и действительно поправился. В благодарность императрице он написал басню «Василек». В ней он сравнивает себя с захиревшим и уныло ждущим кончины васильком, а императрицу — с солнцем, осветившим его и вернувшим к жизни…

Садовники создали в разных локациях Павловского парка восемь композиций. Каждая посвящена какой‑нибудь крыловской басне: «Зеркало и Обезьяна», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Листы и Корни»… И если все помнят со времен школы, например, басню про муравья-трудоголика и богемную тусовщицу стрекозу, то такая поучительная история, как «Листы и Корни», менее известна. А речь в басне идет о тщеславии листьев, которые хвалятся своей красой. Но голос из‑под земли напоминает им о том, кому они обязаны своей красивой жизнью. Говорят корни, которые, сокрытые вечно в темноте, в сырой земле, питают дерево, а значит — и листья, и цветы. Праздник в Павловске напоминает не только об истории парка, но и помогает восполнить пробелы в истории русской литературы.

В дни праздника ко всем композициям стояли очереди желающих сделать селфи среди роскошных роз (а они доминировали в букетах) на память о фестивале, прекрасном Павловске и коротком северном лете.

Как всегда, здесь была подготовлена интересная, насыщенная и даже изысканная культурная программа. В Розовом павильоне выступал известный музыкант Алексей Чижик. Многие петербуржцы хорошо знают его, стараются не пропускать концерты в Летнем саду, где Алексей чаще всего играет у памятника Крылову, колдуя над своим вибрафоном, исполняя и классику, и джаз. Конечно, он не мог пропустить фестиваль, посвященный баснописцу.

Музыки было много, она звучала в разных уголках парка. В Собственном саду императрицы играла на арфе Алсу Мусина, у Итальянской лестницы — на флейте Анна Суздалкина, на Больших кругах — духовой оркестр.

Толпу народа собрали и два показа коллекции Елены Ткаченко «Rosa Divina» («Божественная роза»), эпиграфом к которой стала строчка из «Божественной комедии» Данте «Любовь, что движет солнце и светила». Один из них прошел в Галерее Гонзаго, второй — в Розовом павильоне.

Сложно сказать, где показ-перфоманс получился более эффектным — среди оптических иллюзий Пьетро Гонзаго или среди благоухающих роз.

Ткани были специально изготовлены для коллекции — шифон, органза, шелковый атлас, шелковый бархат. Главенствовал холодный розовый оттенок — с легким отливом в сиренево-голубой. «Не совсем земной», как говорит автор коллекции Елена Ткаченко. У Данте роза — символ Рая.


#Павловск #фестиваль #цветы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7458) от 17.07.2023 под заголовком «Арт-прогулка с Крыловым и Данте».


Комментарии