Анастасия Момот. Особое мнение
Анастасия Момот / Фото из личного архива
Счастливого Хэллоуина?
На белом свете происходит множество трагедий. Из-за болезней, войн, терактов, природных катаклизмов и несчастных случаев погибают невинные люди... Каждый день кто-нибудь погибает. Каждую минуту. Мы знаем об этом, но абстрагируемся, бережем свои маленькие хрупкие мирки и пытаемся радоваться тому, что имеем здесь и сейчас. Люди сочувствуют другим людям и тихонько молятся о том, чтобы именно их дом беда обошла стороной. И беда обходит... Но, к сожалению, не всех и не всегда. Вы помните, что 31 октября 2015 года над Синаем разбился самолет с петербуржцами? Полный самолет детей и их родителей, возвращавшихся с отдыха! Таких же как мы с вами...
Я ожидала скорого рождения своей младшей дочери, когда по всем телеканалам и в сети обновлялись списки погибших. Всюду стали показывать фотографию самой маленькой пассажирки разбившегося аэробуса - девочки Дарины. Она смотрела на взлетное поле, прижав к оконному стеклу аэропорта свои крошечные ладошки. А потом ее не стало. Не стало и двух сотен других пассажиров и членов экипажа. Я восприняла случившееся как личную трагедию. Слезы лились ручьем и нередко льются по сей день. Но моя статья не об этом. Моя статья о совершенно чужом для нас празднике под названием Хэллоуин, который совпал с датой крушения нашего самолета. И теперь всегда будет с ней совпадать.
Траур и глубочайшая скорбь, которые охватили Петербург пять лет назад, не остановили ряженых и беснующихся людей. Они раскрашивали себе лица краской, чтобы изобразить кровь и трупные пятна, надевали костюмы скелетов, вампиров и зомби, а потом шли веселиться на улицу. Видимо, чтобы случайные прохожие могли разделить с ними это странное веселье.
Корреспондентка брала у ряженых интервью для телевидения и спрашивала: «Вам весело? Вас не смущает то, что в нашем городе сегодня траур по погибшим?». «Не смущает! - отвечали ряженые, глядя в камеру бесстыжими глазами, осоловевшими от выпитого горячительного, - каждый день кто-нибудь умирает! И что теперь? Сидеть дома и плакать? Жизнь продолжается!». Печально, что среди нас есть люди, для которых жизнь - это глумление над смертью, неуважение к чувствам окружающих, а также праздное шатание по городу в непотребном виде. Этим наш Хэллоуин отличается от американского. В Америке по улицам ходят маленькие дети и просят у соседей конфетки. А у нас ходят вполне сформировавшиеся, половозрелые тунеядцы и алкоголики. Какие уж там конфетки...
Рассказать вам про настоящий Хэллоуин? Историю возникновения праздника описывать не буду, потому что она и так известна многим, а кому неизвестна, тот легко найдет ее в Интернете. Расскажу про сам праздник. Когда мне было пятнадцать лет, руководство нашей школы отправило меня и еще нескольких ребят в США. Мы должны были жить в американских семьях и учиться в американской школе в течение двух недель.
Так вот, именно на этот период и выпало празднование Хэллоуина. Нам велели нарядиться, разукраситься и идти вместе с американскими детьми за сладостями. Наверное, это была обязательная часть нашей образовательной программы. Специально наряжаться и разукрашиваться мне не хотелось да и не пришлось, потому что мой будничный вид вполне соответствовал случаю: черные джинсы, черный балахон, длинные распущенные волосы - рыжие, как огонь, трехсантиметровые натуральные ногти и густо подведенные глаза на бледной сердитой физиономии. Для меня это был самый обычный день моего подросткового бунта. Не то что для американцев. В Америке существует целая индустрия, посвященная подготовке к празднованию Хэллоуина!
Задолго до 31 октября американцы покупают конфеты для детей, костюмы, грим, накладные когти и клыки, страшные маски, игрушечных скелетов и вурдалаков, оторванные части тела, изготовленные из резины или пластмассы, липкую слизь с блестками, бутафорскую кровь, декоративную паутину, гробы и кресты для «украшения» своих домов и участков. Они стараются переплюнуть друг друга в этом маскараде. Чей костюм самый страшный? Чей участок лучше оформлен? У кого самый большой гроб с графом Дракулой стоит на лужайке? Люди не ограничиваются резной тыквой со свечкой внутри или так называемым светильником Джека. В американских супермаркетах целые отделы посвящены хэллоуинской тематике! Наверное, мы столько же денег тратим на подготовку к Новому году, сколько американцы тратят на свой Хэллоуин. В общем, бизнес процветает благодаря этому празднику... А значит празднику быть всегда.
Мы с ребятами вышли на улицы Лос-Анджелеса и стали ходить от дома к дому. Ряженые хозяева радушно встречали нас на пороге с коробками конфет. Надо было подойти к ним и сказать «trick or treat!» Это шуточно переводится как «гадость или сладость», хотя точного и благозвучного эквивалента для данного выражения в русском языке нет. Хозяева раздавали нам конфеты и желали счастливого Хэллоуина. Потом мы шли к следующему дому... В принципе это было забавно и чем-то напоминало наше славянское колядование. С досадным оттенком бесовщины и чревоугодия. Поздно вечером я вернулась к себе в комнату с полным мешком конфет. Очень вредных и очень вкусных! Я съела все конфеты за раз, и у меня закономерно разболелся живот. На этом история американского Хэллоуина для меня заканчивается... И начинается совсем другая история. С пьяными взрослыми, блуждающими по холодным улицам российских городов 31 октября. Им не нужны костюмы вурдалаков. И так страшно.
Честно говоря, мне никогда не нравился Хэллоуин. В юности он казался мне просто глупым со всей этой игрушечной паутиной и мишурой. А сейчас он мне кажется и вовсе аморальным в некоторых своих проявлениях. Мне не понять, как можно на прекрасном личике своего любимого ребенка нарисовать кровоподтеки и трупные пятна! Даже в шутку... Даже по случаю Хэллоуина. Мне не понять, как можно на собственном участке или в доме поставить гроб... Мне не понять фотосессии в гробу. И совсем не понять фотосессии с детьми в гробу! Для меня это кощунство.
Впрочем, в разных странах всегда существовали свои уникальные традиции, праздники, а также специфические культурные и религиозные обряды. Чужестранцу эти обряды неминуемо кажутся дикими. В этом нет ничего удивительного. Например, некоторые жители Индонезии эксгумируют тела своих покойных родственников, переодевают их в чистую одежду и славно проводят время вместе, так сказать, в семейном кругу, прежде чем захоронить родственников обратно. Данный обряд имеет многовековую историю. Он повторяется раз в три года в рамках фестиваля урожая. Разве нам обязательно все понимать? Разве нам обязательно все перенимать? Особенно в извращенном виде, как это происходит с Хэллоуином в российской интерпретации. Это не наш праздник. Это не наша история и не наша культура. Так зачем? Просто повеселиться? С каких пор русскому человеку нужно искать для этого повод...
31 октября улицы Петербурга все равно заполняются беснующимися. Интернет все равно заполняется фотографиями детей и взрослых в костюмах мертвецов. И мне почему-то становится очень стыдно за нас всех... И перед глазами у меня появляется девочка Дарина, прижимающая свои крошечные ладошки к оконному стеклу аэропорта. За минуты до своего последнего путешествия.
Жизнь продолжается?
Жизнь продолжается... Ради того, чтобы мы прожили ее достойно.
Комментарии