2019-й против 1926-го на сцене Малого зала Филармонии

Елизавета Боярская, актриса Малого драматического театра, и Анатолий Белый, актер МХТ, в сопровождении скрипки Дмитрия Синьковского разыграли в Малом зале Филармонии действо под названием «1926». Фонд поддержки музыкального образования выпустил свой второй литературно-музыкальный проект на перекрестке искусств, на сей раз с усиленным биографическим элементом. Основой драматургии музыкального спектакля стала переписка Цветаевой, Пастернака и Рильке.

2019-й против 1926-го на сцене Малого зала Филармонии | Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

Сама по себе идея инсценировать переписку знаменитостей в жанре литературно-музыкальной композиции далеко не нова, нечто подобное по нескольку раз в неделю происходит в «Петербург-концерте»: в Доме Кочневой на Фонтанке можно услышать истории Тургенева и Виардо, Чайковского и фон Мекк, Шопена и Жорж Санд в исполнении штатных лекторов и музыкантов, работающих свои абонементные концерты.

Автором и художественным руководителем идеи (как и предыдущего опыта фонда - «Неизвестный друг», созданного по мотивам одноименного рассказа Бунина) стал доктор искусствоведения заведующий кафедрой сценической речи РГИСИ Валерий Галендеев. Драматургом и режиссером действа выступила Алла Дамскер. 1926 год - год написания поэмы Марины Цветаевой «Крысолов», фрагменты из которой читали Елизавета Боярская (Цветаева) и Анатолий Белый (Пастернак).

На сцене Малого зала Филармонии появилась балочная, трехсекционная декорация - эксплуатационно удобный, ничего не нарушающий каркас, позволивший структурировать пространство. Художником-сценографом стал Глеб Фильштинский. На заднике расположился экран для видеопроекций. Картинка возникала из смеси кинохроники с сочиненным мультсюжетом, рисовавшим движение людей и крыс в мрачном городе Гаммельн («Гаммельн - славный городок!». Цветаева). Видеохроника выполнила функцию декорационного фона, утопив зрителя в фактуре немого кино.

Как известно, роман Пастернака и Цветаевой был на протяжении тринадцати лет исключительно эпистолярным, но интенсивным и страстным. В опубликованной переписке двух великих поэтов ХХ века «Меж двух миров» поражает степень исповедальности. И если с Пастернаком Цветаева все же встретилась однажды - в Париже и не подошла к нему, то с Райнером Марией Рильке, немецким поэтом, автором «Часослова» и других стихов, которые были для Цветаевой своего рода культом, - никогда. У них были сплошные «невстречи», выражаясь языком самой Цветаевой. Духовно же все трое могли встречаться, свободно перемещаясь в своем воображении в разных мирах и эпохах, демонстрируя безграничные возможности человеческого духа.

К слову, именно мотив «невстречи» интересовал создателей и первого проекта фонда - «Неизвестный друг». Стал он главным мотивом построения драматургии и в этот раз. Но сложностей в новом проекте оказалось намного больше. «Неизвестный друг» читала одна Ксения Раппопорт, играла - пианистка Полина Осетинская. В этот раз история читалась-исполнялась уже двумя актерами, а музыкальное сопровождение осуществлял один скрипач Дмитрий Синьковский, который под конец еще и запел своим небесным контратенором, добавившим красок в образ призрака Райнера Марии Рильке.

Елизавету Боярскую было интересно слушать и тогда, когда она играла тексты из писем, и особенно когда своим гипнотическим контральто читала стихи в «заклинательном» стиле Цветаевой. Спектакль держался на ее энергиях, на ее пластике и интонациях. Пастернак Анатолия Белого получился менее впечатляющим, но, возможно, так и было задумано, чтобы оттенить женщину. Одной из главных красок в интонации и жестах героя было выбрано какое-то французское порхание и раздражающее легкомыслие. Возможно, что-то такое актер Белый и обнаружил в характере своего героя, но уж слишком велика в данном случае оказалась ответственность.

Рильке повезло больше всего: его образ был подан как призрак, периодически играющий на скрипке музыку разных эпох. Лицо Дмитрия Синьковского было забелено, но он чувствовал себя в гриме естественно, ибо этот артист - человек насквозь театральный. Хотя в данной постановке ему было выделено не очень много движений, и все - с ремаркой «неслышно крадучись».

Дико дискомфортно в таком акустически прекрасном помещении, как Малый зал Филармонии, было слушать скрипку с подзвучкой, которая убивала музыку. Подзвучка съедала и едва ли не половину текстов, произносимых актерами. Публика, которая во многом из-за этих текстов и пришла, предельно напрягалась, чтобы хоть что-то расслышать. И вот тут 2019-й сыграл злую шутку с 1926-м: навороченная техническая поддержка, рассчитанная, вероятно, на иные пространства, чуть не перечеркнула смысл всего, что происходило между персонажами в ту далекую пору, когда в свои права вступал, по определению Мандельштама, тот самый «век-волкодав».

#филармония #поэт #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «2019-й против 1926-го».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...