Жители Мурино решат, как преобразится их город
В одном Мурине существуют два города – новый (западный) и старый (восточный), ментальность их жителей сильно отличается. Об этом сообщили социологи Ольга Воробьева и Элли Пономарева во время установочной встречи проектирования «Дизайн-код городской среды Мурино».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Об участии граждан в проектировании комфортной среды наша газета подробно рассказывала на примере петербургской территории на берегах рек Охты и Оккервиля. В Мурине муниципалы выбрали несколько иную схему, но суть та же: сначала изучение мнения местных жителей, каким они хотят видеть свой город, а затем после нескольких обсуждений – создание дизайн-кода.
Как объяснил урбанист Михаил Климовский, эксперт и координатор проекта, дизайн-код – это свод правил, включающий требования к размещению информационных вывесок и рекламных конструкций, внешнему виду указателей остановок общественного транспорта, киосков, городской навигации и т. д. Отдельные разделы посвящены искусству в общественных пространствах (паблик-арт), а также каталогу городской мебели – она должна не только эстетично выглядеть, с нее должно быть удобно подниматься пожилым людям.
По мнению Климовского, сегодня в Мурине нет важнейшего элемента – центральной городской площади. Главная улица, бульвар Менделеева, играет роль транзита, а не дружелюбного променада. Дизайн-код – это еще и возможность подумать о благоустройстве. Например, о сочетании озеленения и инженерных систем, создании сети детских площадок (чтобы ребенок, не найдя места на одной, мог перейти на другую), об использовании легко утилизируемых природных материалов.
Социологи отчитались о первых результатах, впереди еще серия интервью и соцопрос. Но уже выявились коренные отличия жителей западного и восточного Мурина. «Западники», молодые специалисты и семьи до 35 лет, воспринимают свой город как начавшийся с нуля – «здесь было капустное поле, к сожалению, это пока все». Среда однообразна, нет парка. Социологи отметили борьбу жителей против «шаверматориев» на бульваре Менделеева. Это слово стало муринским изобретением.
«Восточники» же называют Мурино «городом контрастов», сочетанием города и деревни, частных домов советской и новой застройки. Жители разнообразны по возрасту и социальному составу. Зато у этой части города есть своя история. Тут и выяснилось: «западники» не хотят, чтобы им навязывали «историчность». Пока общая платформа только одна – необходимость борьбы с пробками.
Свое слово в этом заочном споре сказала муринский краевед Наталья Серебрякова. Она сообщила, что местечко Мурела известно с 1676 года. Оно стало селом в 1760 году, когда эти земли приобрел граф Роман Воронцов. В 1843 году там появились первые в России «обязанные», то есть освобожденные от крепостной зависимости крестьяне. В 1910-м – первое отечественное поле для гольфа.
Серебрякова составила список предложений, среди которых воссоздание воронцовского дома, очистка Графского пруда, приспособление водонапорной башни для музея об обороне Ленинграда. Она привела высказывание известного британского слависта Энтони Кросса, посетившего Мурино почти 20 лет назад: «Жаль, если Мурино станет очередным «спальным» районом».
Во время дискуссии муринцы требовали убрать рекламу, уменьшить размер вывесок, бороться с тотальным «озабориванием». Но главное – сделать дизайн-код обязательным для исполнения.
На начало декабря намечены проектные сессии с участием жителей, местных бизнесменов, управляющих компаний. Затем их пожелания вместе с отчетом социологов и аналитикой экспертов отправят в компанию Oxygen, которая выиграла контракт на создание проекта. В январе 2021 года дизайн-код должен быть готов, затем его ждет общественное обсуждение и утверждение муринскими муниципалами.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Жители спорят о дизайне».
Комментарии