Железная линия жизни. Как менялось депо Металлострой
В декабре 1997 года (25 лет назад) на болоте строители забили первую сваю на станции Металлострой. Тогда после почти шестилетнего простоя строительство сдвинулось с мертвой точки. Два года потребовалось Балтийской строительной компании, чтобы сдать эксплуатационникам «под ключ» локомотивное депо XXI века, так называли его железнодорожники. А сравнивать им было с чем: депо, в котором проходили санитарно-техническое обслуживание электрички, построено было 150 лет назад. Депо создавалось для обслуживания пригородных электричек и высокоскоростных поездов «Сокол». 29 декабря 1999 года наша газета писала: «Здравница для электричек распахнула ворота, и первый электропоезд въехал под своды локомотивного депо на станции Металлострой (ТЧ-10)».
Фото Дмитрия Соколова
1 июля 2000 года начало полноценно обслуживать пригородные и скоростные электропоезда. Но «Сокол» в доме не прижился, и депо стали готовить к приему электропоездов «Сапсан» производства компании Siemens AG. 30 июля 2009 года торжественно было открыто модернизированное депо, готовое к обслуживанию абсолютно нового подвижного состава для России.
Юбилейная дата начала стройки и послужила поводом для рассказа читателям нашего издания, как за эти годы изменилось предприятие, которое позже стало домом для так полюбившихся пассажирам поездов «Сапсан» и «Ласточка».
Работаем и развиваемся на перспективу
Александр Васильевич Панфилов руководит Северо-Западной дирекцией скоростного сообщения чуть больше двух лет. Дирекция организована 13 лет назад на базе моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское (ТЧ-10) для обслуживания высокоскоростных поездов. Но Панфилов человек в депо не новый. Именно здесь, в ТЧ-10, в 1997 году он начал трудовую деятельность. Прошел путь от слесаря по ремонту подвижного состава до начальника депо. В его биографии были Южная и Московская дирекции скоростного сообщения.
— Я помню первый рабочий день в Металлострое — 28 мая (в День погранвойск, в которых я служил) 2000 года, — вспоминает Александр Панфилов. — Все изменения, которые происходили здесь, были на моих глазах. Росли люди и растили свое детище. Поэтому это родное депо.
Нам повезло начинать свою трудовую жизнь с такими руководителями, как Беженаров, Гончарук. Нашими учителями были Карамышев, Косарев, который и сейчас работает моим заместителем. Ценен вклад Андреева, Бурцева, Пегова, которые сейчас занимают руководящие посты в ОАО «РЖД». Опыт всех этих людей — великое наследие.
— Можно сказать, вы вернулись в родные пенаты. Какие изменения произошли за это время?
— На территории выросли деревья. Конечно, есть и глобальные изменения. Прежде всего увеличился парк обслуживания. Если изначально депо в Металлострое создавалось для эксплуатации и ремонта пригородных электропоездов, то развитие высокоскоростного движения потребовало возведения новых объектов. К примеру, для обеспечения пассажиров горячими обедами к запуску «Сапсанов» в 2009 году в непосредственной близости от депо был построен цех по приготовлению наборов быстрого питания для пассажиров поездов. Для технического обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» в 2016 году компанией «Сименс» на территории депо построен специальный цех. Сегодня мы имеем мощную производственную базу для проведения серьезных ремонтов, включая покраску, замену крупных отдельных узлов. Кроме того, к поездам имеется четырехуровневый доступ: на нулевой уровень, в подвагонное пространство, в сами вагоны и на крышу, где тоже много технических элементов.
В связи с увеличением парка электропоездов был запланирован и в прошлом году сдан в эксплуатацию новый станок для обточки колесных пар. Сегодня на базе депо Металлострой обслуживается 20 «Сапсанов» (16 из первых партий и 4 абсолютно новых, 2 из которых уже работают на линии и 2 планируем запустить в этом месяце). Плюс 36 «Ласточек», из них 17 — наши, скоростной дирекции, 15 приписаны к Октябрьской ДМВ и 4 — СЗППК.
— На момент открытия депо было крупнейшим моторвагонным депо в Санкт-Петербурге. А каким оно является сегодня? Увеличилась ли площадь территории и какие новые объекты появились?
— Оно по‑прежнему осталось самым большим депо не только в Петербурге, но и на сети. Что касается технической оснащенности, Металлострой соответствует техническому прогрессу XXI века.
Общая площадь депо составляет более 40 га, внутридеповская территория более — 20 га, протяженность депо составляет около 2,5 км, путевое развитие депо включает в себя около трех десятков путей, включая ремонтные и экипировочные. Полная развернутая длина путей депо превышает 23 км.
Но Северо-Западная дирекция скоростного сообщения — это не только депо, расположенное в поселке Металлострой. Производственные участки дирекции ведут свою деятельность по эксплуатации и экипировке высокоскоростных и скоростных электропоездов в Москве и Нижнем Новгороде. В 2021 году дирекция приросла участком по обслуживанию ретропоезда «Рускеальский экспресс», расположенным в городе Сортавала (Республика Карелия), организован отдел по организации туристических перевозок.
— Потребовалось ли техническое перевооружение депо Металлострой для обслуживания электропоездов «Ласточка»? Хватает ли производственных площадей?
— Хватает, но мы смотрим на перспективу. В 2021 году в депо началась масштабная реконструкция, включающая в себя техническое перевооружение депо Металлострой для обслуживания высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и скоростных электропоездов «Ласточка».
Расстояние между железнодорожными путями на ремонтных позициях в «старом» депо, обслуживавшем пригородные электропоезда, не обеспечивало возможность замены колесной пары, размещения оборудования и возможности проезда мобильных установок для экипировки поездов «Ласточка» (откачка биотуалетов, заправка песком), работы электрокаров и электропогрузчиков с учетом соблюдения требований охраны труда при производстве технологических операций. Поэтому на месте трех ремонтных путей производственного корпуса депо сейчас оборудуются два для обеспечения постановки сдвоенных скоростных поездов «Ласточка» в 5‑ и 7‑вагонном исполнении. Будет удлинен существующий пролет здания со стороны Санкт-Петербурга.
Проектом предусмотрено переустройство путевого развития депо, устройство выезда из цеха поездов после проведения ТО со стороны Москвы. Ведется строительство склада для хранения крупногабаритных запасных частей общей площадью 2000 м2. При реализации указанных основных проектных решений появится возможность проведения полного цикла технического обслуживания, а также внеплановых работ, проведения экипировочных работ на 4 электропоездах «Ласточка» одновременно, а также при необходимости проведения технического обслуживания 2 электропоездов «Сапсан» с обеспечением требований охраны труда при проведении работ.
Также будет модернизирован моечный комплекс. К ожидаемому увеличению парка введен новый цех по обточке колесных пар. Это все прибавляется к тому, что было в 2000 году, когда депо было запущено в эксплуатацию.
— Вы, как руководитель, отвечающий за эксплуатацию высокоскоростных и скоростных электропоездов, ощущаете уход немцев?
— Техническое обслуживание электропоездов «Сапсан» и «Ласточка» производится строго в соответствии с нормативной документацией завода-изготовителя и требованиями нормативных документов ОАО «РЖД».
Без осознания произошедшего невозможно строить будущее. Когда немцы поставили перед фактом, что они уходят, в РЖД в кратчайшие сроки была создана сервисная компания, заключен договор, и работа продолжается. Никогда немец не победит русского. Они были надежные, комфортные и честные партнеры. Но наше дело заниматься эксплуатацией поездов, а политикой занимаются другие люди. И те разговоры, которые идут, что «Сапсаны» и «Ласточки» встанут, беспочвенные. Уверяю, этого не произойдет.
Все под контролем
Евгений Косарев, заместитель начальника по эксплуатации подвижного состава СЗ дирекции скоростного сообщения. Ему, человеку с большим опытом работы с электроподвижным составом, в 2009 году и было доверено заниматься эксплуатацией «Сапсанов», а позже к ним присоединили «Ласточки».
Сегодня депо «Металлострой» можно назвать практически полноценным заводом, на котором производят полное техническое обслуживание и все виды ремонтов электропоездов «Сапсан» и «Ласточка». Здесь же производят сложные ремонты «Ласточек», курсирующих во всех регионах РФ. Любой поезд — это живой организм. И хотя «Сапсаны» очень надежны, но, как и у любого транспортного средства, в процессе эксплуатации электропоездов могут возникать различного рода технические неисправности. Для того чтобы пассажир не ощутил их воздействие в поездке, на составах имеется внутренняя система диагностики, которая проверяет практически все узлы поезда в движении и дистанционно передает сведения специалистам сервисной организаций. Если возникает более серьезная неисправность и у локомотивной бригады не получается оперативно устранить неисправность, в работу включаются специалисты круглосуточного колл-центра поддержки сервисной организации, которые оперативно подскажут, как устранить ту или иную неисправность. О четкой работе наших специалистов говорит статистика: выполнение графика движения поездами «Сапсан» с начала 2022 года составляет 99,6 %, по электропоездам «Ласточка» этот показатель чуть ниже — 98,1 %.
Важным этапом в организации безопасного и четкого следования поездов, безусловно, является подготовка кадров. В Дирекции скоростного сообщения построен отдельный учебный центр, где и готовят специалистов для обслуживания скоростных и высокоскоростных поездов. Обучение проводится с использованием тренажерных комплексов по постоянно обновляемым программам, в которых учитываются новые изменения в инструкции и программное обеспечение электропоездов. Наши локомотивные бригады (машинисты и помощники машинистов) проходят обучение два раз в год, причем с отрывом от производства.
При эксплуатации любого вида транспорта, тем более высокоскоростных и скоростных поездов, важно держать все под контролем.
Для пассажира важен и такой параметр, как «плавность хода». Бывает, что по нормативам путь и колесные пары электропоездов содержатся в необходимых параметрах, однако пассажир чувствует дискомфорт при проследовании отдельных мест железнодорожного пути. Для того чтобы исключить такие случаи, в поездах ведутся периодические измерения «плавности хода». По результатам диагностики специалистами инфраструктуры уже на месте принимаются необходимые меры для улучшения хода. Потому участок пути между Санкт-Петербургом и Москвой считается «бархатным путем».
Не меньше внимания уделяется и развитию маршрутной сети движения электропоездов «Ласточка». Запуск электропоезда серий ЭС2ГП и ЭС1П позволил связать регионы, в которых железная дорога не оборудована контактной сетью, что не позволяло запустить там движение на электрической тяге. Организация движения данных электропоездов с пассажирскими тепловозами серии ТЭП70БС позволила сделать беспересадочные и комфортные маршруты для пассажиров Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей и Республики Карелия, и мы постоянно продолжаем работу по вводу новых маршрутов.
Более чем за 10 лет работы специалистами Северо-Западной дирекции скоростного сообщения совместно с нашими партнерами удалось выстроить четкую и системную работу по обслуживанию и эксплуатации скоростных поездов. Мы готовы адаптироваться под изменяющиеся интересы пассажиров и внедрять новые инновации.
Работаем в штатном режиме
Какое будущее у скоростных поездов в России? На этот вопрос отвечает начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Юрьевич Петров.
Напомню, высокоскоростной поезд «Сапсан» совершил свой первый рейс 17 декабря 2009 года. С момента запуска более 50 млн человек стали его пассажирами. Это говорит о том, что поезд один из самых популярных у нас в стране. С уходом немецкой компании поезда по‑прежнему ходят с установленной скоростью, плавно и бесшумно.
Конечно, для нас стало неожиданностью, что «Сименс» после такого долгого опыта работы с предприятиями России принял решение об уходе. Но мы не растерялись и получили полную поддержку государства и контрольных органов. Для того чтобы не допустить остановку работы компании «Сименс» и сохранить компанию, силами холдинга «РЖД» была создана новая отечественная компания «ВСМ Сервис», наделенная правом проведения технического обслуживания.
Ведь ООО «Сименс мобильность» — это компания, которая находилась в России с участием немецкого капитала, а работали в ней граждане России, около 1000 человек. Почти все эти люди, которые работали в немецкой компании, перешли работать в новую, нашу, компанию с сохранением не только зарплат, но и льгот, которые они имели в немецкой компании. То есть люди, которые занимались техническим обслуживанием, знают инженерную документацию, знают особенности этого поезда, сегодня работают в РЖД. Таким образом, основные инженерно-технические компетенции удалось сохранить.
В настоящее время поезда полностью обеспечены необходимыми сервисными комплектами. Пополнение фонда аналоговых запасных частей осуществляется под контролем специальной комиссии, все запасные комплекты проходят обязательную сертификацию.
В настоящее время Инжиниринговый центр ОАО «РЖД» совместно с крупнейшими отечественными машиностроителями ведет работу по импортозамещению в рамках существующих технологий, а также изучает вопрос организации производства полностью отечественных видов подвижного состава.
Мы размещаем на рынке изготовление тех или иных компонентов, которые будут сделаны российскими производителями. У нас есть ресурсы и люди, запасные части, технологии и производственная база, которая в нашем депо создана. Мы делаем и будем делать все, чтобы поезда «Сапсан» и «Ласточка» не останавливались в полете.
С уходом немцев не может измениться комфорт, сервис в этих поездах. Все услуги, в том числе питание и уборка составов, зависят от российских контрагентов, которые выбираются на конкурсной основе.
Всех железнодорожников и пассажиров поздравляю с праздником. Ведь железная дорога, которой в этом году исполняется 185 лет, является самым востребованным видом транспорта. Здоровья всем и приятных путешествий.
Воспоминания
У начальника Департамента технической политики РЖД Владимира Андреева в памяти осталась история создания депо ТЧ-10 и его развитие. Ведь именно ему, тогдашнему начальнику депо, строители вручили символический ключ от объекта.
Тогда Владимир Евгеньевич сказал: конечно, под новое депо хотелось бы и новый парк… Но это свершилось позже.
— Возвращаясь к открытию моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское на площадке в поселке Металлострой, вспоминаешь, как тогда переполняла гордость за возможность участия в исторических событиях по построению новой вехи скоростного движения. Новые технологии, новые электропоезда, новое оборудование, «ЭР-200» и «Сокол». Все это давало нам энергию и силы, сутками оставаясь на работе, создавать новое предприятие. Впереди были листы истории с «Сапсаном», «Аллегро» и «Ласточкой», а тогда мы жили «ЭР-200» и «Соколом». Набирали и учили персонал, внедряли новые технологии, строили технические кабинеты.
И все это делали специалисты, которые меня окружали, — А. А. Беженаров, Д. В. Пегов, А. В. Панфилов, О. В. Малиновский …
Это жизнь — это наша история…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (7226) от 05.08.2022 под заголовком «Железная линия жизни».
Комментарии