2Vtzqv4Hz9U

Персонал для «Белого кречета». Как готовят кадры для высокоскоростных поездов России

О скоростном движении в России мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, но мечты начали сбываться только во второй половине XX века, когда по главному ходу Октябрьской железной дороги запустили поезд «Аврора». Тогда, в 1963 году, СССР входил в тройку стран, лидировавших в области скоростного железнодорожного движения. В дневное время «Аврора» преодолевала расстояние между столицами за 5 часов 30 минут со скоростью 160 км/час. В 1965 году на Рижском заводе начали разрабатывать состав ЭР-200, способный развивать скорость 200 км/час, но в эксплуатацию он был введен лишь в 1984 году. 17 декабря 2009 года между двумя российскими столицами начали курсировать высокоскоростные поезда «Сапсан». Их запуск потребовал новых подходов к подготовке персонала для работы в поездах нового поколения. 30 августа 2010 года по распоряжению тогдашнего президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина был создан Центр подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов — образовательного структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) — филиала ОАО «РЖД». Заниматься обучением локомотивных бригад для «Сапсанов», а позднее и «Ласточек» было доверено человеку с большим опытом работы с электроподвижным составом — Никите Богомолову.

Персонал для «Белого кречета». Как готовят кадры для высокоскоростных поездов России | Локомотивная бригада в кабине тренажера электропоезда «Сапсан»./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Локомотивная бригада в кабине тренажера электропоезда «Сапсан»./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

НАША СПРАВКА  

В настоящее время АО «Ленгипротранс» ведет работы по проектированию нового центра подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов Октябрьской железной дороги.

Здание центра проектируется на участке по адресу: Боровая ул., д. 55, корп. 4. Проектной документацией предусмотрено строительство четырехэтажного здания площадью 958,9 м2. В нем будут располагаться многофункциональные аудитории, конференц-зал, помещения для персонала и преподавательского состава, комнаты для временного проживания обучающихся, столовая и тренажерный зал. Также, по проекту, будет выполнено благоустройство прилегающей территории.

На данный момент завершается работа над проектной документацией, в 2025 году планируется прохождение государственной экспертизы для получения разрешения на строительство.

Нашим корреспондентам первым была предоставлена возможность ознакомиться с проектом нового здания центра подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов.

Никита Юрьевич, руководить подготовкой кадров доверили вам не случайно…

Богомолов_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Как говорится в пословице, я оказался в нужном месте в нужное время. После армии, в 1992 году, пришел в локомотивное депо ТЧ-8 механиком, одновременно учился в ПГУПСе на электромеханическом факультете, кафедра «Электрическая тяга». В 1994-м уже поехал машинистом. Когда появились электрички нового поколения, был включен в бригаду инструкторов-машинистов. В 2000 году открылось депо «Металлострой», здесь концентрировалось скоростное движение, я попал в ­команду Дмитрия Владимировича Пегова. С ним мы и нарабатывали бесценный опыт на электропоездах «Аврора», «ЭР-200», «Сокол», на локомотивах «ЧС-200». Затем стали работать с «Сапсанами». Тогда была создана единая ­команда, в которую вошли ведущие специалисты. Мы обкатывали высокоскоростные поезда, вместе создавали нормативные документы, по которым и сегодня эксплуатируются подобные поезда.

Как появилась идея создания такой учебной площадки?

— Когда обкатывались «Сапсаны», стало ясно, что для подготовки локомотивных бригад нужен учебный центр. Он был создан на территории инженерного центра Октябрьской железной дороги. Когда‑то здесь стоял старый ангар, его снесли и построили двухэтажное здание. Приобрели всю современную технику, в том числе и тренажеры.

В самом большом помещении у нас находятся три тренажера — один имитирует работу поезда «Сапсан», два — скоростной электрички «Ласточка». Здесь все, как в реальной кабине, на пульт выводятся показания измерительных приборов и сигнальных устройств. Чтобы машинист мог принять адекватные меры по устранению возникшей «неисправности».

Здесь же находятся учебные классы и кабинеты, оборудованные современными техническими средствами. Для обеспечения высокого уровня дистанционного обучения специалисты центра разработали 20 методических пособий нового формата, а также внедрили проведение регулярных вебинаров.

Особенность проекта в том, что мы перенимаем опыт подготовки пилотов гражданской авиации. «Скоростники», как и пилоты, каждые полгода возвращаются, чтобы обновить знания. И еще важно, что в процессе обучения педагоги вместе с учениками анализируют случающиеся на дороге ситуации. К счастью, они — ситуации (улыбается) бывают крайне редко.

В центре обучаются только локомотивные бригады?

— Обучение и переподготовку проходят все члены поездных бригад, которые обслуживают высокоскоростные и скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка», в том числе и проводники.

Для последних в 2017 году разработана программа ДОСС «Школа сервиса «Сапсан». Раз в два года проводники и стюарды проходят 40‑часовую переподготовку, включающую тренинги по психологии, походке и визажу. Также им преподают этикет — столовый, деловой, даже азы протокола. Есть практические упражнения для выхода из конфликтной ситуации. Во время зачета комиссия специально моделирует непростые ситуации, и проводник по определенным базовым знаниям должен купировать конфликт, не оставить человека без решения вопроса. В этом очень помогают конкурсы проводников.

Можно ли сказать, что в вашем учебном центре готовят элиту пассажирского комплекса РЖД?

— Наверное, можно сказать и так. У нас прошли обучение поездные бригады, которые обеспечивают перевозки и на Московском центральном кольце. Теперь и в столице есть два тренажера «Ласточек».

Всего с момента открытия мы выпустили более 30 тысяч человек. Хочу подчеркнуть, что сегодня холдинг «РЖД» к обслуживанию пассажиров дальнего следования и пригородного сообщения предъявляет особенно жесткие требования. Пристальное внимание уделяется обслуживанию маломобильных граждан.

Никита Юрьевич, строительство ВСМ набирает обороты. Уже презентовали пилотный макет головного вагона поезда, который пока носит название «Белый кречет». Он будет способен развивать скорость до 400 км/час. Кто будет водить такие экспрессы, их обслуживать?

— Концепция ВСМ (высокоскоростной магистрали) использует все значимые моменты «ЭР-200», «Сокола», «Ласточки», «Сапсана». Все технологии управления (безусловно, усовершенствованные) будут востребованы.

Новое здание_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Машинисты, которые работали на этих поездах, пройдя обучение на специальных тренажерах, смогут управлять и новыми составами. Здесь важно отметить: многие из действующих «скоростников», в том числе и преподаватели Андрей Партасюк, Алексей Кальницкий, Виталий Петров, Евгений Михлин, ваш собеседник — мы все участвуем в проекте создания поезда для ВСМ, работаем с инжиниринговым центром, который занимается концепцией современного подвижного состава. Надеемся, что все начнется в Петербурге, мы к этому готовы.

У нас есть желание и опыт готовить персонал для «Белого кречета». Ждем начала строительства здания и создания тренажеров высокоскоростного поезда, за штурвалы которых сядут и начнут набирать скорость наши будущие железнодорожные пилоты.

Читайте также:

Первые 28 высокоскоростных составов для ВСМ будут поставлены в 2028 году

Пригородные электрички связали Ленобласть и Калининский район города с Ладожским вокзалом


#РЖД #Ленгипротранс #скоростной поезд #подготовка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7785) от 05.11.2024 под заголовком «Персонал для «Белого кречета»».


Комментарии