Заброшенная усадьба. Есть ли будущее у «Санс-Эннуи»?

«Мои родители защищали Ленинград. Папа - Владимир Иванович Прудников - сражался на Ораниенбаумском плацдарме. Мама - Нирса Николаевна Маликова - старший краснофлотец, спасала жизни бойцов, работая в военно-морском госпитале, который находился тоже в Ораниенбауме», - пишет Ольга Угодникова, жительница Астраханской области.

Заброшенная усадьба. Есть ли будущее у «Санс-Эннуи»? | Репродукция Фото Сергея Янина

Репродукция Фото Сергея Янина

«Моих родителей уже нет с нами, - продолжает она. - Недавно пересматривала старые письма, фото, а потом поискала в Интернете снимки военно-морского госпиталя. И нашла....

Сначала обрадовалась. И даже пожалела, что не могу показать их маме: ведь это здание должно быть знаменито, почти как дом Павлова в Сталинграде! Но, когда увидела, что с ним случилось, решила: хорошо, что мама не видит такой разрухи.

Понимаю, у Министерства обороны, которому принадлежит здание, - другие задачи. Понимаю, что специалистов, которые могли бы его восстановить, вдохнуть новую жизнь (госпиталь, санаторий, музей), у министерства может не быть. Военный человек по приказу легко покрасит стены в казарме или столовой. Но полную реконструкцию с учетом современных требований произвести не возьмется...

Обидно, что у нас рушится то, что лучше всяких бумажных документов свидетельствует о подвиге наших героических предков. Поспособствуйте сохранности здания госпиталя», - заканчивает свое письмо женщина.

Действительно, 452-й военный госпиталь с 1939 года находился в историческом здании - усадьбе «Санс-Эннуи», которая была построена в 20-х годах XVIII века на территории современного Ломоносова архитектором Трезини. В 1780 году усадьбу передали адмиралу С. К. Грейгу, чья семья владела «Санс-Эннуи» до 1917 года.

С 1921 года в здании, которое располагалось в прекрасном парке, где было много мраморных скульптур, находился санаторий «Страховик». Война заставила распорядиться усадьбой по-иному: открыть в ней госпиталь - рядом был фронт.

Напомним: Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года, когда немцы вышли на побережье Финского залива в районе Стрельны и взяли Новый Петергоф. Но захватить Ораниенбаум им не удалось - гитлеровцы уперлись в советскую оборону, как в стену.

После войны и до 2009 года в усадьбе «Санс-Эннуи» работал 37-й военно-морской госпиталь. Сейчас правообладателем объекта является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны. Фактически же, по словам очевидцев, здесь бывает непонятно кто - пробраться можно без проблем. Часть окон и дверей главного дома выбиты, а внутри - полный развал. Именно так выглядит объект культурного наследия федерального значения (постановление правительства РФ № 527 от 10.07.2001).

Мы поинтересовались у сотрудников комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), что делается для сохранности этого исторического места. Как нам ответили в пресс-службе ведомства, еще четыре года назад во время выездной проверки специалистами было установлено неудовлетворительное состояние зданий, находящихся на территории усадьбы. Был составлен протокол об административном правонарушении и назначено наказание в виде штрафа 100 тыс. руб. А также было направлено исковое заявление о понуждении в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в силу произвести ремонт объекта. Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковые требования КГИОП удовлетворены в полном объеме.

В 2017 году в главном доме усадьбы случился пожар, который только добавил разрухи. Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленобласти было решено законсервировать все строения.

А в 2018 году вдруг появилась надежда, что усадьбу ждет реставрация. По запросу военного ведомства КГИОП подготовил задания на проведение ремонтных работ. Однако проектная документация до сих пор в КГИОП не поступила.

Понятно, что комитет не наделен правами изымать памятник культуры у пользователя, который не заботится о его сохранности. Как считают в комитете, выход один - передать «Санс-Эннуи» добросовестному хозяину. Но, как показывает практика, военное ведомство неохотно расстается с такими историческими объектами, даже если не может их как следует содержать.

#архитектура #история #Ораниенбаум #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6662) от 16.04.2020 под заголовком «Заброшенная усадьба».


Комментарии